Привет, читатели дзена.
Чтобы вы доверяли этому тексту, сразу скажу: я редактор, каждый день работаю с текстами цифровых сервисов. До того как найти конкретную нишу, я написал много статей для разных клиентов: агентств с их придирчивыми клиентами, сервисов с малополезными блогами, да и просто для предпринимателей, чтобы рассказать об их бизнесе в профильном журнале.
Почти каждый раз я готовил статью по-разному. Друг на друга они точно похожи не были, что, наверное, хорошо. У заказчиков свой продукт, свой подход, а у журналов и блогов свой стиль. Тем не менее, что-то общее выделить можно. Давайте попробуем это сделать. Что должно быть в статье, чтобы ее интересно было читать?
Перед текстом. Речь пойдет о коммерческих статьях, а не о художественной литературе. Хотя и там, и там встречается что-то общее.
Лид: вступление без расшаркиваний
Статью, которую вы читаете, я намеренно начал издалека. Представился. Это было нужно, чтобы текст выглядел экспертно, как что-то, чему можно доверять. Но обратите внимание даже на вторую часть: в ней я задал вопрос и как бы обозначил рамки статьи: «что должно быть в статье». Теперь вы готовы к тому, что дальше мы будем говорить именно об этом, а не о чем-то еще.
Хорошее вступление будет похоже на вырванное из контекста. Например, статья только начинается, а с первой строчки уже что-то произошло: разбили машину, вбухали деньги в ненужный ремонт, проиграли суд. В таких моментах лучше давить на эмоции: смерть, секс, голод, алчность, ну вы сами знаете.
Запомнить: вступление должно решать задачу. Например, внушить доверие и обозначить тему. Чем раньше начнете, тем лучше.
Драматургия по вкусу
Когда я говорю тяжеловесное слово «драматургия», в контексте написания статей я имею в виду то, что способно удержать внимание читателя. Вспомните, как интересно, например, смотреть кино, сериал, игру. Вот что там есть такого, что можно поместить в ваш текст?
История. В блогах, в рассказах о путешествиях, да практически где угодно мы можем построить классическую литературную схему: введение, кульминация, развязка. Можем поиграть в сценариста и добавить обстоятельств: взлетов, подъемов, поворотов.
Персонажи. Не везде это уместно, но если вы можете себе позволить, используйте. Добавьте героев, обозначьте хотя бы примерно их характер, а потом кидайте в обстоятельства. Важно, чтобы это не было наиграно и придумано: читатель сразу увидит. Но если, например, в статье о становлении стартапа основатель прямо эксцентричный миллионер или наоборот, забитый задрот, покажите это. И не «опишите», а действительно покажите ситуацию, где герой как-то характерно себя проявил. Пусть даже негативно.
Действие. Это больше языковое средство. Не описывайте прилагательными, а «бейте» глаголами.
Запомнить: людям интересно читать про людей и что с ними происходит. Если чувствуете, что история позволяет, добавляйте больше драматургии. Но в меру и не везде — ну кому будет интересно читать о пути героя в обзоре на смартфон на технопортале.
Единство темы и цели
У коммерческого писателя это должно стать привычкой: когда пишете, замерять, а не выпадает ли повествование из конкретной темы. Вот тут мы говорим о том, что должно быть в интересной статье: уже проговорили вступление, драму и перешли к тому, что надо держать тему. Скоро закончим: дам последний совет о том, как статью заканчивать.
Если бы я вдруг начал рассуждать о том, как заработать на таких статьях, разговор бы ушел в другую сторону: это плохо, такого допускать нельзя.
У темы есть друг по имени цель. Важно определить, а к чему же всё идет. Что читатель должен в конце статьи понять, поменять в жизни, сделать сразу? Маркетологи обычно рекомендуют вести все к конкретным действиям: подписке, лайку,
Запомнить: с самого начала найдите тему и сделайте ее как можно более узкой. Чувствуете, что можете сказать больше: не страшно, оставьте это для другой статьи.
Концовка: повторить и закрепить
У коммерческой статьи, то есть той, за которую могут заплатить денег заказчики, концовка будет полезной. Читателю в блогах не нужны размышления, открытый вопрос, пробивание на эмоции. Читатель хочет, чтобы ему стало легче: чтобы кто-то дал рецепт для решения его проблемы. Тогда потраченное время не вызовет негатива. Довольный читатель → потенциальный покупатель.
Текстом это сделать просто: возьмите основные идеи из статьи и оформите из них список. Можно использовать редакторский прием: сделать цветную плашку, мини-плакат, еще что-то выделяющееся.
Например, в этой статье я давал для удобства сноски после каждого раздела. Давайте их объединим и посмотрим, что получилось.
Для интересной статьи автору важно иметь:
- Завлекающее вступление, которое обещает читателю разговор о конкретной проблеме.
- Историю, персонажи и все, что может удержать внимание. Но в меру.
- Одну тему. Если статья о получении кредита, то в ней не должно быть про способы списания долгов. Только про «получение». Для большего результата важно обозначить цель: действие, которое должен сделать читатель. Минимальная гигиена в таком случае: добавлять в конец конкретный призыв.
- Полезную концовку. Из финала статьи читатель должен унести корзинку с подарками: краткую выжимку, буллеты с итогами, правила, все что угодно.
Теперь на секунду остановитесь и решите: была ли эта статья полезной. Если внутри что-то отозвалось — смело ставьте лайк. Можете еще переслать этот текст кому-то, кто пишет или собирается писать на заказ.