Об этой красавице помнят, потому что она дружила с Пушкиным, Жуковским и другими писателями золотого века русской литературы.
Знакомство и общение стало возможно потому, что Александра Осиповна Россет (или Россети) была фрейлиной, а поэт Василий Жуковский имел должность при дворе – воспитатель Цесаревича.
А ведь знакомства могло и не быть: Великая княгиня Елена Павловна наотрез отказалась брать к себе во штат фрейлин Александру Россет.
Александра Осиповна закончила Екатерининский институт благородных девиц в 1826 году с шифром, но не с золотым, а серебряным. Т.е. училась она очень хорошо, но были и более старательные институтки, которым «давались» все предметы.
Воспитанницам Смольного и Екатерининского институтов, получившим шифры, как правило, предлагали стать фрейлиной.
В 1826 году императриц и великих княгинь в Российской империи - не много.
- Вдовствующая императрица Мария Федоровна
- Императрица Александра Федоровна, жена Николая I
- И супруга Великого князя Михаила Павловича, младшего брата императора: «ум дома Романовых»: Елена Павловна. С ее мнением считались. Хотя бы потому, что она была не только жена великого князя. А близкая родственница императора, его матери и своего мужа.
Штат фрейлин ограничен: у императриц – по 12, у Великой княгини меньше. Вдовствующая императрица предложила Александру Россет Великой княгине Елене Павловне, а та наотрез отказалась. Почему? Из-за сомнительного происхождения девушки.
Фрейлинами становились только дворянки. Родовитые, но обедневшие; чьи отцы выслужились до дворянства недавно, но пали за царя и Отечество.
Что не понравилось Елене Павловне в родословной институтки Россет?
Мать происходила из дворян Херсонской губернии, бабушка по матери – из грузинского княжеского рода. А отец не мог в подтвердить свое дворянство. Про него пишут: из «старинного французского рода», бежал в конце XVIII века из охваченной революцией Франции. Как и многие в те годы. Но были случаи, когда выяснялось, что назвавший себя в России дворянином таковым не был никогда.
Россет в России имел покровителя – дюка Ришельё, генерал-губернатора Новороссии и Бессарабии в начале XIX века. Он был то ли другом Россета, то ли дальним родственником. В России отец будущей мемуаристки назвался Осипом (Иосифом) Ивановичем, женился, родились дети, получил благодаря протекции должность в порту Одессы.
Но слухи, что Осип Иванович не дворянин, - были. И всю жизнь очень ранили его детей, которые свято верили в старинность французского рода своего отца.
Осип Иванович умер во время эпидемии чумы в 1814 году. В его обязанности как раз входило следить за соблюдением карантина.
Детей отдали в учебные заведения Санкт-Петербурга. Причем все учились там, где дворянское происхождение должно быть безупречным: сыновья в Пажеском корпусе, а Александра Осиповна – в Екатерининском институте благородных девиц.
Тем не менее, слухи, которые ходили по Одессе и Югу России насчет происхождения Осипа Россета, дошли до Великой княгини. Как? Обучение девочки оплачивал Великий князь Михаил Павлович (была у Романовых и такая благотворительность). Так что документы о материальном положении семьи и родителях девушки были «под рукой».
Елена Павловна отказалась назначать во фрейлину институтку, и самолюбивая девушка ей этого не простила. В своих мемуарах (в подлинности которых сейчас сомневаются) она едко писала о Елене Павловне.
Но и домой, в Одессу или в имение к бабушке уехать Александра не могла. Пока она училась в Санкт-Петербурге – осиротела совсем. И матери, и бабушки, у которой девочка жила до поступления в институт, уже не было в живых.
Должность фрейлины для Александры Россет – единственный выход из сложной жизненной ситуации. «Работа» давала квартиру во дворце, прислугу, дрова, еду и жалованье.
Вдовствующая императрица Мария Федоровна действительно опекала институток. Была у Марии Федоровны на тот момент вакансия в штате фрейлин или нет, - не знаю: для меня это загадка. Но императрица взяла сироту к себе в придворный штат.
В октябре 1828 года покровительница почила в Бозе. По правилам, придворные дамы «переходили» к другим Романовым. И Александра Осиповна Россет стала фрейлиной императрицы Александры Федоровны. Должность свою оставила в январе 1832 года – вышла замуж по расчету за Николая Смирнова.
И многие сейчас знают ее под двойной фамилией: Смирнова-Россет.