Начать свое дело мечтают многие, но только единицы решаются сделать шаг в неизвестность и столкнуться со всеми рисками работы «на себя, а не на дядю». Безусловно, универсальных советов по ведению бизнеса не существует, каждый пойдет своим путем, приобретая уникальный опыт и совершая ошибки. Но существуют три вещи, которые перед запуском проекта точно необходимо сделать абсолютно любому предпринимателю:
- Выбрать и оформить форму ведения бизнеса
- Выбрать систему налогообложения и перейти на неё;
- Определиться в каком банке открыть расчетный счет
Какую форму ведения бизнеса выбрать
Естественно, она зависит от того, каким именно бизнесом вы планируете заниматься и как вы будете развивать свое дело в будущем. Существует три основные формы ведения бизнеса: статус «самозанятого», индивидуальный предприниматель, юридическое лицо (ООО, АО и т.д.). Разберем подробнее преимущества и недостатки каждого из них.
Статус «самозанятого» (плательщика НПД)
Плюсы:
- Налог 4% - при работе с физлицами, 6% - при работе с ИП и юрлицами;
- Возможность совмещать с работой по трудовому договору (кроме бывшего работодателя, с ним можно совмещать только через два года после расторжения договора);
- Страховые взносы в ПФР выплачиваются по желанию.
Минусы:
- Пилотный режим (сейчас действует в четырех регионах, с 1 января 2020 года – еще в 18 субъектах, включая Свердловскую область);
- Ограничение по видам деятельности;
- Нельзя оформлять работников в штат;
- Годовой доход должен составлять не более 2,4 млн руб.
Статус Индивидуального предпринимателя: плюсы и минусы
Плюсы:
- Налог 6% (д) или 15% (д-р) (УСН);
- Можно работать с НДС;
- Можно использовать ПСН или ЕНВД;
- Нет ограничений по доходам (кроме ПСН 60 млн руб. в год);
- Низкие административные штрафы (см. КоАП РФ);
- Простой доступ к наличным деньгам;
- Не обязательно вести бухгалтерский учет и предоставлять бухгалтерскую отчетность.
Минусы:
- Ограничение по видам деятельности;
- Отвечает всем своим имуществом;
- Фиксированные страховые взносы (36238 руб. на 2019 + 1% от суммы свыше 300 тыс. руб.);
- Нельзя напрямую привлечь партнера и/или инвестора.
Статус юридического лица. Преимущества и недостатки ООО, АО и т.д.
Плюсы:
- Можно применять все режимы налогов (кроме патентного);
- Нет ограничений по видам деятельности;
- Отсутствуют фиксированные страховые взносы;
- Можно привлечь до 50 участников;
- Ответственность участников ограничена вкладом в уставный капитал.
Минусы:
- Возможность привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам ООО (при наличии вины);
- Сложный доступ к наличным денежным средствам (в среднем теряется 16-20 % от прибыли);
- Необходимо рассчитывать платеж и представлять декларации, в т.ч. по имущественному, земельному и транспортному налогам;
- Высокие административные штрафы (см. КоАП РФ);
- Необходимо вести бухгалтерский учет и предоставлять отчетность;
- Необходимо соблюдать кассовую дисциплину;
- Длительный и затратный порядок прекращения деятельности (минимум 10-20 тыс. руб. и шесть месяцев).
Выбираем форму налогооблажения
Вторым важным шагом является выбор формы налогообложения – предпринимателю предстоит решить, как, сколько и когда он готов платить государству, какой налоговый режим выбрать, чтобы он был для него оптимальным. Наиболее распространенными вариантами являются:
- Упрощённая система налогообложения 6 % (доходы) – УСН 6 % (д);
- Упрощённая система налогообложения 15 % (доходы-расходы) – УСН 15 % (д-р);
- Основная система налогообложения (НДС) – ОСНО (НДС);
- Патентная система (только для ИП);
- Единый налог на вмененный доход – ЕНВД.
Читайте также: Противодействие коррупции: Как и почему эта тема может затронуть любого предпринимателя
УСН 6 % (д)
Плюсы:
- Низкая налоговая ставка;
- Минимальная отчетность, простая система учета;
- Выгоден для компаний с маленькими расходами;
- Не платят НДС, налог на имущество (искл. ст. 378.2 НК РФ) и налог на прибыль (есть исключения);
- Можно совмещать с другими налоговыми режимами.
Минусы:
1. Ограничения для использования режима:
- численность сотрудников – не более 100 человек;
- доход за налоговый период не более 150 млн руб.;
- остаточная стоимость основных средств не больше 150 млн руб.;
- компания не может открыть филиал и/или представительство;
2. Ограничение по видам деятельности.
УСН 15 % (д-р)
Плюсы:
- См. плюсы УСН 6%
- Выгоден для компаний с большими расходами.
Минусы:
- См. минусы УСН 6%
- Необходимо иметь документальное подтверждение расходов для признания их в расчете налоговой базы по УСН.
ОСНО (НДС)
Плюсы:
- Возможность работать с крупными клиентами (с НДС), т.к. они могут получить вычет по НДС с перечисленных вам платежей за товары или услуги;
- Отсутствуют ограничения по доходам, штату работающих, имуществу и т.д.;
- Убыток можно учесть в будущих периодах, уменьшив на него сумму налога на прибыль.
Минусы:
- Большое количество налогов: НДС, налог на прибыль, на имущество, возможные местные налоги.
- Объемный и трудоемкий бухгалтерский и налоговый учет, сдача полного объема отчетности в налоговые органы и фонды;
- Более пристальное внимание со стороны контролирующих органов.
Патентная система (только для ИП)
Плюсы:
- Фиксированная сумма налога по виду деятельности и периоду, на который приобретается патент;
- Не платят НДФЛ (с доходов предпринимателя), НДС, налог на имущество (искл. ст. 378.2 НК РФ) и налог на прибыль (есть исключения);
- Минимальная отчетность, простая система учета;
- Наличие в ряде субъектов «налоговых каникул» на два года;
- Можно совмещать с другими налоговыми режимами.
Минусы:
1. Ограничения для использования режима:
- численность сотрудников – не более 15 человек;
- доход за налоговый период не более 60 млн руб.;
2. Ограничение по видам деятельности.
ЕНВД
Плюсы:
- Можно начать применение ЕНВД и отказаться от него в любом месяце года;
- Не надо платить НДС, налог на имущество (искл. ст. 378.2 НК РФ) и налог на прибыль (есть исключения);
- Возможность не применять ККМ при продаже товаров (есть ограничения);
- Минимальная отчетность, простая система учета;
- Можно совмещать с другими налоговыми режимами (есть исключения).
Минусы:
1. Ограничения для использования режима:
- численность сотрудников – не более 100 человек;
- не может быть арендодателем автозаправочных и автогазозаправочных станций;
- не может вести деятельность по договорам простого товарищества или доверительного управления;
- ограниченные параметры в зависимости от видов деятельности (например, площадь помещение не более 150 кв.м., количество автомобилей не более 20 шт. и т.д.).
Дополнительно для ООО:
- доля других компаний в уставном капитале не более 25%;
- не должен входить в число крупнейших налогоплательщиков;
- не может оказывать деятельность по предоставлению услуг общественного питания и одновременно являться учреждением в сфере социального обеспечения, здравоохранения или образования;
2. Ограничение по видам деятельности.
Выбираем банк
Третье обязательное действие: расчетный счет в каком банке вы хотите открыть. Данные, приведенные ниже, предоставлены банками по состоянию на 25.10.2019 г.:
Кстати, мы специализируемся на Юридическом аутсорсинге
Мы с вами кратко ознакомились с формами ведения бизнеса, основными налоговыми режимами и условиями обслуживания расчетных счетов в различных банках. Стоит помнить, что выбор того или иного параметра не делается «раз и навсегда». По мере роста и развития компании, изменения экономической ситуации и законодательства порядок ведения бизнеса будет меняться. Поэтому так важно знать о всех вариантах и в нужный момент менять параметры, выбирая оптимальные условия для вашего проекта.