Найти тему

Делать бизнес хочу. Три обязательных шага для каждого предпринимателя

Оглавление

Начать свое дело мечтают многие, но только единицы решаются сделать шаг в неизвестность и столкнуться со всеми рисками работы «на себя, а не на дядю». Безусловно, универсальных советов по ведению бизнеса не существует, каждый пойдет своим путем, приобретая уникальный опыт и совершая ошибки. Но существуют три вещи, которые перед запуском проекта точно необходимо сделать абсолютно любому предпринимателю:

  • Выбрать и оформить форму ведения бизнеса
  • Выбрать систему налогообложения и перейти на неё;
  • Определиться в каком банке открыть расчетный счет

Какую форму ведения бизнеса выбрать

Естественно, она зависит от того, каким именно бизнесом вы планируете заниматься и как вы будете развивать свое дело в будущем. Существует три основные формы ведения бизнеса: статус «самозанятого», индивидуальный предприниматель, юридическое лицо (ООО, АО и т.д.). Разберем подробнее преимущества и недостатки каждого из них.

Статус «самозанятого» (плательщика НПД)

Плюсы:

  1. Налог 4% - при работе с физлицами, 6% - при работе с ИП и юрлицами;
  2. Возможность совмещать с работой по трудовому договору (кроме бывшего работодателя, с ним можно совмещать только через два года после расторжения договора);
  3. Страховые взносы в ПФР выплачиваются по желанию.

Минусы:

  1. Пилотный режим (сейчас действует в четырех регионах, с 1 января 2020 года – еще в 18 субъектах, включая Свердловскую область);
  2. Ограничение по видам деятельности;
  3. Нельзя оформлять работников в штат;
  4. Годовой доход должен составлять не более 2,4 млн руб.

Статус Индивидуального предпринимателя: плюсы и минусы

Плюсы:

  1. Налог 6% (д) или 15% (д-р) (УСН);
  2. Можно работать с НДС;
  3. Можно использовать ПСН или ЕНВД;
  4. Нет ограничений по доходам (кроме ПСН 60 млн руб. в год);
  5. Низкие административные штрафы (см. КоАП РФ);
  6. Простой доступ к наличным деньгам;
  7. Не обязательно вести бухгалтерский учет и предоставлять бухгалтерскую отчетность.

Минусы:

  1. Ограничение по видам деятельности;
  2. Отвечает всем своим имуществом;
  3. Фиксированные страховые взносы (36238 руб. на 2019 + 1% от суммы свыше 300 тыс. руб.);
  4. Нельзя напрямую привлечь партнера и/или инвестора.

Статус юридического лица. Преимущества и недостатки ООО, АО и т.д.

Плюсы:

  1. Можно применять все режимы налогов (кроме патентного);
  2. Нет ограничений по видам деятельности;
  3. Отсутствуют фиксированные страховые взносы;
  4. Можно привлечь до 50 участников;
  5. Ответственность участников ограничена вкладом в уставный капитал.

Минусы:

  1. Возможность привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам ООО (при наличии вины);
  2. Сложный доступ к наличным денежным средствам (в среднем теряется 16-20 % от прибыли);
  3. Необходимо рассчитывать платеж и представлять декларации, в т.ч. по имущественному, земельному и транспортному налогам;
  4. Высокие административные штрафы (см. КоАП РФ);
  5. Необходимо вести бухгалтерский учет и  предоставлять отчетность;
  6. Необходимо соблюдать кассовую дисциплину;
  7. Длительный и затратный порядок прекращения деятельности (минимум 10-20 тыс. руб. и шесть месяцев).

Выбираем форму налогооблажения

Вторым важным шагом является выбор формы налогообложения – предпринимателю предстоит решить, как, сколько и когда он готов платить государству, какой налоговый режим выбрать, чтобы он был для него оптимальным. Наиболее распространенными вариантами являются:

  • Упрощённая система налогообложения 6 % (доходы) – УСН 6 % (д);
  • Упрощённая система налогообложения 15 % (доходы-расходы) – УСН 15 % (д-р);
  • Основная система налогообложения (НДС) – ОСНО (НДС);
  • Патентная система (только для ИП);
  • Единый налог на вмененный доход – ЕНВД.
Читайте также: Противодействие коррупции: Как и почему эта тема может затронуть любого предпринимателя

УСН 6 % (д)

Плюсы:

  1. Низкая налоговая ставка;
  2. Минимальная отчетность, простая система учета;
  3. Выгоден для компаний с маленькими расходами;
  4. Не платят НДС, налог на имущество (искл. ст. 378.2 НК РФ) и налог на прибыль (есть исключения);
  5. Можно совмещать с другими налоговыми режимами.

Минусы:

1. Ограничения для использования режима:

  • численность сотрудников – не более 100 человек;
  • доход за налоговый период не более 150 млн руб.;
  •  остаточная стоимость основных средств не больше 150 млн руб.;
  • компания не может открыть филиал и/или представительство;

2. Ограничение по видам деятельности.

УСН 15 % (д-р)

Плюсы:

  1. См. плюсы УСН 6%
  2. Выгоден для компаний с большими расходами.

Минусы:

  1. См. минусы УСН 6%
  2. Необходимо иметь документальное подтверждение расходов для признания их в расчете налоговой базы по УСН.

ОСНО (НДС)

Плюсы:

  1. Возможность работать с крупными клиентами (с НДС), т.к. они могут получить вычет по НДС с перечисленных вам платежей за товары или услуги;
  2. Отсутствуют ограничения по доходам, штату работающих, имуществу и т.д.;
  3. Убыток можно учесть в будущих периодах, уменьшив на него сумму налога на прибыль.

Минусы:

  1. Большое количество налогов: НДС, налог на прибыль, на имущество, возможные местные налоги.
  2. Объемный и трудоемкий бухгалтерский и налоговый учет, сдача полного объема отчетности в налоговые органы и фонды;
  3. Более пристальное внимание со стороны контролирующих органов.

Патентная система (только для ИП)

Плюсы:

  1. Фиксированная сумма налога по виду деятельности и периоду, на который приобретается патент;
  2. Не платят НДФЛ (с доходов предпринимателя), НДС, налог на имущество (искл. ст. 378.2 НК РФ) и налог на прибыль (есть исключения);
  3. Минимальная отчетность, простая система учета;
  4. Наличие в ряде субъектов «налоговых каникул» на два года;
  5. Можно совмещать с другими налоговыми режимами.

Минусы:

1. Ограничения для использования режима:

  • численность сотрудников – не более 15 человек;
  • доход за налоговый период не более 60 млн руб.;

2. Ограничение по видам деятельности.

ЕНВД

Плюсы:

  1. Можно начать применение ЕНВД и отказаться от него в любом месяце года;
  2. Не надо платить НДС, налог на имущество (искл. ст. 378.2 НК РФ) и налог на прибыль (есть исключения);
  3. Возможность не применять ККМ при продаже товаров (есть ограничения);
  4. Минимальная отчетность, простая система учета;
  5. Можно совмещать с другими налоговыми режимами (есть исключения).

Минусы:

1. Ограничения для использования режима:

  • численность сотрудников – не более 100 человек;
  • не может быть арендодателем автозаправочных и автогазозаправочных станций;
  • не может вести деятельность по договорам простого товарищества или доверительного управления;
  • ограниченные параметры в зависимости от видов деятельности (например, площадь помещение не более 150 кв.м., количество автомобилей не более 20 шт. и т.д.).

Дополнительно для ООО:

  • доля других компаний в уставном капитале не более 25%;
  • не должен входить в число крупнейших налогоплательщиков;
  • не может оказывать деятельность по предоставлению услуг общественного питания и одновременно являться учреждением в сфере социального обеспечения, здравоохранения или образования;

2. Ограничение по видам деятельности.

Выбираем банк

Третье обязательное действие: расчетный счет в каком банке вы хотите открыть. Данные, приведенные ниже, предоставлены банками по состоянию на 25.10.2019 г.:

Какой банк выбрать для открытия расчетного счета
Какой банк выбрать для открытия расчетного счета
Кстати, мы специализируемся на Юридическом аутсорсинге

Мы с вами кратко ознакомились с формами ведения бизнеса, основными налоговыми режимами и условиями обслуживания расчетных счетов в различных банках. Стоит помнить, что выбор того или иного параметра не делается «раз и навсегда». По мере роста и развития компании, изменения экономической ситуации и законодательства порядок ведения бизнеса будет меняться. Поэтому так важно знать о всех вариантах и в нужный момент менять параметры, выбирая оптимальные условия для вашего проекта.