Человек получает от 80 до 90 процентов информации с помощью зрения. Огромную роль в восприятии мира играет цвет. Он влияет на эмоции, мысли и поведение. Мы постоянно принимаем решения, связанные с цветом: какую рубашку надеть, каким будет наш дом, стоит ли есть этот синеватый кусок мяса — и лишь 20 % решений мы принимаем осознанно.
Нам стало очень любопытно разобраться в одном из «молодых» цветов — в розовом. Мы собрали для вас несколько интересных фактов о его значении, истории названия, мифах и удивительных открытиях, повлиявших даже на цвет камер в американских, швейцарских и английских тюрьмах.
Что в имени твоем?
Самым последним из основных цветов в английском языке появилось обозначение розового (pink) — так в XVII веке назвали цвет бледной розы. Слово произошло от глагола to pink, в XIV веке обозначавшего «украшать фестонами или дырочками». Кстати, название pink носит еще и один из сортов гвоздики, потому что его лепесточки зубчатые, будто обрезанные фестонными ножницами. Розовый довольно молодой цвет. В Китае, например, еще совсем недавно он не был известен, соответствующий иероглиф означает «иностранный цвет».
Мальчики в голубом. Девочки в розовом. Или наоборот?
Традиция гендерного разделения на розовый и голубой стала естественной, и многим кажется, что это в нас заложено с рождения. Но нет, она появилась недавно. На протяжении многих столетий у одежды младенцев вообще не было цвета. Она была белой из практических соображений — ее можно было кипятить и отбеливать. В ХХ веке стали шить цветную одежду. Причем голубой считался более нежным цветом и предназначался для девочек, а розовый — более насыщенный и смелый — для мальчиков.
В конце 1940-х предпочтения поменялись местами, и причину точно назвать нельзя. Есть легенда, что один американский универмаг провел кампанию по продаже розового для девочек, а голубого — для мальчиков. Было ли это сделано специально или это была ошибка — сейчас уже не разобраться. Но все прошло успешно и с тех пор все товары для девочек розовые, а для мальчиков — голубые.
Выиграть футбольный матч — легко, нужно лишь покрасить раздевалку.
С точки зрения психологии одна из граней восприятия розового — беззащитность, слабость и беспомощность. Если мужчина окружит себя слишком большим количеством розового цвета, то у него может появиться такое ощущение, будто его лишают мужественности. В 1980-х, узнав про это, футбольный тренер из Университета штата Айова распорядился покрасить шкафчики в гостевой раздевалке в розовый цвет, чтобы психологически надавить на противника, подорвать боевой дух.
В 2005 году, несмотря на ярость и требования соблюдать единые условия для студентов всех университетов, футбольный клуб стадиона «Кинник», в дополнение к шкафчикам, установил розовые писсуары и раковины, облицевал кафелем того же цвета душевые. И по сей день сохранились «розовые раздевалки», буквально «цвета панталон испуганной нимфы».
В швейцарских тюрьмах есть розовые камеры. Для чего?
В 1970-х годах доктор Александр Дж. Шаусс проводил серию экспериментов, в которых изучал воздействие розового цвета на настроение и поведение. Из сотен оттенков розового он выделил один, который постоянно показывал результаты в снижении частоты сердечных сокращений и кровяного давления. Он убедил офицеров из исправительного центра военно-морских сил США в Сиэтле покрасить в розовый камеры для вновь прибывших заключенных.
Позднее выяснилось, что пятнадцатиминутного взаимодействия с этим цветом достаточно для снижения агрессии. Эффект сохранялся в течение 15 минут после того, как заключенный покидал камеру. Цвет назвали «розовым Бейкера — Миллера» в честь тех самых офицеров-экспериментаторов. Розовые тюремные камеры есть в Великобритании, Германии, Австрии и Польше. В Швейцарии у 20 % тюрем и полицейских участков есть одна розовая камера.
«Даже если человек пытается проявить гнев или агрессию в присутствии розового цвета, он не в состоянии это сделать. Мышцы сердца не могут сокращаться достаточно быстро. Успокаивающий цвет высасывает вашу энергию», — отметил Шаусс.
Утешить друга или заявить о феминизме?
Конечно, розовый цвет оказывает разное психологическое воздействие. Все зависит от оттенка и насыщенности. Мягкие и теплые: нежно-розовый, румянец, цвет младенческой кожи — ассоциируется с детьми, спокойствием и добротой. Если вам нужно утешить друга, родственника или коллегу, то одежда таких оттенков подойдет как нельзя лучше.
Интенсивные холодные тона с синеватым или серым оттенком, как маджента или цвет жевательной резинки, возбуждают. Они могут показаться феминистскими или вздорными. Так что если вы решили подчеркнуть с помощью цвета свое громкое заявление, то можете смело использовать ярко-розовый.
Хотите еще больше узнать про цвета и как использовать цветовую гамму в жизни, рекомендуем книгу Карен Халлер «Маленькая книга цвета».