Во многих сказках обувь становится судьбоносной. Мог бы Вакула жениться на Оксане, не принеси он ей царицыны черевички? И почему кот, надев сапоги хозяина, становится полным распорядителем его судьбы? А уж о Золушке я вообще молчу… И всё же?
Обувь в древности была не только показателем статуса владельца («чем лаптю кланяться, поклонюсь сапогу»), но и своего рода оберегом. Причем на это годилась только старая обувь, ношеная. Ее использовали во время свадебных обрядов и перед путешествиями. Для счастья в новой жизни или удачного путешествия вслед бросали старый башмак или лапоть. Почему именно в этих случаях? Дело в том, что путешествие воспринималось как момент «пограничного» или как мы сейчас говорим «подвешенного» состояния, человек находился «между небом и землей», вне времени. Дополнительная магическая защита путешественнику была не лишней. Ну, а свадьба – момент перехода из одного статуса в другой, из одной жизни, холостяцкой, незамужней, в семейную.
Но были и случаи дарения новой обуви невесте на свадьбу. Вообще, про свадебную обувь можно много интересного рассказать. Например, еще живы воспоминания об обряде разувания жениха, когда невеста должна была снять с новоиспеченного мужа сапог. Для счастья часто в этот сапог заранее подкладывался пятачок. Ну, а похищение невестиных туфелек и питие из оных и на современных свадьбах встречается. Кстати, в старину считалось, что именно на свадебных туфлях можно навести порчу. Туфли невесты - символ новой жизни в новом статусе. Поэтому в русских сказках Иванушка то второй башмачок для капризной царевны изготавливает, то нешитые башмачки из тридевятого царства достает.
К чему я все это перечислила? Обувь ассоциировалась с тем миром, что был обжит человеком, в прямом смысле слова сохранял его отпечатки, следы, то есть, часть самого человека, его личности (вспомним «душа в пятки ушла»))). «Два сапога – пара», говорят о близких людях, схожих по характеру или поведению, то есть, имеющих схожую душу.
Ну, и, наверное, все слышали «откинуть тапочки», то есть, «умереть». Человек жив, пока он может владеть своей обувью, надевать ее и перемещаться в пространстве. Но и в гроб покойника часто клали сменную обувь, чтобы он на том свете не ходил босым.
Обувь, прежде всего, защита от враждебного мира. Вот почему нельзя выходить замуж в босоножках – через отверстия проникает «несчастье», уходит «счастье». Отсюда и примета, что невеста в босоножках будет жить в бедности.
Вот и получается, что и Оксана, и всякие там Царь-девицы Елены Премудрые не просто так, каприза ради, просили у женихов башмаки без мерки. Сказочное умение подобрать невесте обувь - залог "родственной души"...)))
Спасибо за внимание!
Наталия Трясцина.
Возможно, Вам так же будут интересны другие публикации, связанные с древними представлениями о душе: