Найти в Дзене
По дорогам сказки

Жена - не башмак, с ноги не снимешь...

Во многих сказках обувь становится судьбоносной. Мог бы Вакула жениться на Оксане, не принеси он ей царицыны черевички? И почему кот, надев сапоги хозяина, становится полным распорядителем его судьбы? А уж о Золушке я вообще молчу… И всё же?

Надев сапоги, кот становится незаменимым помощником своего хозяина. Сам же хозяин по ходу сказки практически ничего не делает, но в конце-концов становится мужем принцессы...
Надев сапоги, кот становится незаменимым помощником своего хозяина. Сам же хозяин по ходу сказки практически ничего не делает, но в конце-концов становится мужем принцессы...

Обувь в древности была не только показателем статуса владельца («чем лаптю кланяться, поклонюсь сапогу»), но и своего рода оберегом. Причем на это годилась только старая обувь, ношеная. Ее использовали во время свадебных обрядов и перед путешествиями. Для счастья в новой жизни или удачного путешествия вслед бросали старый башмак или лапоть. Почему именно в этих случаях? Дело в том, что путешествие воспринималось как момент «пограничного» или как мы сейчас говорим «подвешенного» состояния, человек находился «между небом и землей», вне времени. Дополнительная магическая защита путешественнику была не лишней. Ну, а свадьба – момент перехода из одного статуса в другой, из одной жизни, холостяцкой, незамужней, в семейную.

Интересно, как сложилась бы судьба Золушки, если бы не ее маленькие ножки?
Интересно, как сложилась бы судьба Золушки, если бы не ее маленькие ножки?

Но были и случаи дарения новой обуви невесте на свадьбу. Вообще, про свадебную обувь можно много интересного рассказать. Например, еще живы воспоминания об обряде разувания жениха, когда невеста должна была снять с новоиспеченного мужа сапог. Для счастья часто в этот сапог заранее подкладывался пятачок. Ну, а похищение невестиных туфелек и питие из оных и на современных свадьбах встречается. Кстати, в старину считалось, что именно на свадебных туфлях можно навести порчу. Туфли невесты - символ новой жизни в новом статусе. Поэтому в русских сказках Иванушка то второй башмачок для капризной царевны изготавливает, то нешитые башмачки из тридевятого царства достает.

"- Вот, - говорит Елена Прекрасная, - первая вещь. Были у меня туфельки к свадьбе припасены. Вторых таких во всем свете не найти - золотом расшиты да драгоценными камнями усыпаны. Но только спрягал их Ворон-Вороневич на высоком дубу, что растет на крутой горе, там-то и там-то. Найдите мне их к исходу месяца."  (Цыганская сказка "Ворон Воронович")
"- Вот, - говорит Елена Прекрасная, - первая вещь. Были у меня туфельки к свадьбе припасены. Вторых таких во всем свете не найти - золотом расшиты да драгоценными камнями усыпаны. Но только спрягал их Ворон-Вороневич на высоком дубу, что растет на крутой горе, там-то и там-то. Найдите мне их к исходу месяца." (Цыганская сказка "Ворон Воронович")
 "«Будет у меня завтра; а что — не скажут; ухитрись-ка, царевич, да принеси к моему незнаемому свое под пару»"..."Елена Прекрасная вынесла башмачок, крупным жемчугом унизанный, самоцветными камнями усаженный; а сама глядит на царевича, усмехается. Говорит ей царевич: «Хорош башмак, да без пары ни на что не пригоден! Видно, подарить тебе другой такой же!»  "(Русская сказка "Вещий сон"). Иллюстрация Julitec
"«Будет у меня завтра; а что — не скажут; ухитрись-ка, царевич, да принеси к моему незнаемому свое под пару»"..."Елена Прекрасная вынесла башмачок, крупным жемчугом унизанный, самоцветными камнями усаженный; а сама глядит на царевича, усмехается. Говорит ей царевич: «Хорош башмак, да без пары ни на что не пригоден! Видно, подарить тебе другой такой же!» "(Русская сказка "Вещий сон"). Иллюстрация Julitec
"...Закричала своим громким голосом приближенного слугу, сели в легку лодочку да и поехали; на ту сторону переехали, подходят ко полаточке. Она думала - цветы цветут, а то раскрашенные башмачки висят; от бутылочек всякими духами опахивает. Она Ванюшку не узнала, за купца его почитала, башмачки у него покупала; при покупочке бутылочку с Ваней разной водочки выпивала и так головушкой зашатала, словечушко ему сказала: «А ты, незнамый купец, добрый молодец, угости еще меня, и поедем со мной ко мне на ту сторону, домой». " (Народный вариант сказки о Коньке-горбунке). Иллюстрация А.М. Елисеева
"...Закричала своим громким голосом приближенного слугу, сели в легку лодочку да и поехали; на ту сторону переехали, подходят ко полаточке. Она думала - цветы цветут, а то раскрашенные башмачки висят; от бутылочек всякими духами опахивает. Она Ванюшку не узнала, за купца его почитала, башмачки у него покупала; при покупочке бутылочку с Ваней разной водочки выпивала и так головушкой зашатала, словечушко ему сказала: «А ты, незнамый купец, добрый молодец, угости еще меня, и поедем со мной ко мне на ту сторону, домой». " (Народный вариант сказки о Коньке-горбунке). Иллюстрация А.М. Елисеева

К чему я все это перечислила? Обувь ассоциировалась с тем миром, что был обжит человеком, в прямом смысле слова сохранял его отпечатки, следы, то есть, часть самого человека, его личности (вспомним «душа в пятки ушла»))). «Два сапога – пара», говорят о близких людях, схожих по характеру или поведению, то есть, имеющих схожую душу.

"Раз в крещенский вечерок девушки гадали..." - куда упадет носом обувка (валенок или башмак), оттуда и жениха ждать, то есть, пары для невестиной обуви)))
"Раз в крещенский вечерок девушки гадали..." - куда упадет носом обувка (валенок или башмак), оттуда и жениха ждать, то есть, пары для невестиной обуви)))

Ну, и, наверное, все слышали «откинуть тапочки», то есть, «умереть». Человек жив, пока он может владеть своей обувью, надевать ее и перемещаться в пространстве. Но и в гроб покойника часто клали сменную обувь, чтобы он на том свете не ходил босым.

Обувь, прежде всего, защита от враждебного мира. Вот почему нельзя выходить замуж в босоножках – через отверстия проникает «несчастье», уходит «счастье». Отсюда и примета, что невеста в босоножках будет жить в бедности.

"Из чего, не во гнев будь сказано Вашей Царской милости, сделаны черевички, что на ногах Ваших? Я думаю, ни один швець, ни в одном государстве на свете не сумеет так сделать. Боже ты мой, что, если бы моя жинка надела такие черевики! " (Н.В. Гоголь. Ночь перед Рождеством). Иллюстрация Константина Лавро
"Из чего, не во гнев будь сказано Вашей Царской милости, сделаны черевички, что на ногах Ваших? Я думаю, ни один швець, ни в одном государстве на свете не сумеет так сделать. Боже ты мой, что, если бы моя жинка надела такие черевики! " (Н.В. Гоголь. Ночь перед Рождеством). Иллюстрация Константина Лавро

Вот и получается, что и Оксана, и всякие там Царь-девицы Елены Премудрые не просто так, каприза ради, просили у женихов башмаки без мерки. Сказочное умение подобрать невесте обувь - залог "родственной души"...)))

Ну, а Золушка не просто потеряла туфельку, а оставила её, как символ любви)))
Ну, а Золушка не просто потеряла туфельку, а оставила её, как символ любви)))

Спасибо за внимание!

Наталия Трясцина.

Возможно, Вам так же будут интересны другие публикации, связанные с древними представлениями о душе:

Зачем жарить невесту в печи?

Другая Снегурочка, или почему нельзя свистеть дома?

Свет мой, зеркальце, скажи…