Найти тему
IQ Pharma

Правящая тройка: мировой рейтинг фармацевтических дистрибьюторов

  Фармацевтическая дистрибьюция является мощнейшим участником глобальной фарминдустрии и вносит колоссальный вклад в развитие всей системы здравоохранения. Большинство компаний в разных странах уже подвели итоги работы в 2018 году, что позволило оценить эффективность дистрибьюторского сегмента в мировом масштабе и составить глобальный рейтинг его крупнейших игроков.
Фармацевтическая дистрибьюция является мощнейшим участником глобальной фарминдустрии и вносит колоссальный вклад в развитие всей системы здравоохранения. Большинство компаний в разных странах уже подвели итоги работы в 2018 году, что позволило оценить эффективность дистрибьюторского сегмента в мировом масштабе и составить глобальный рейтинг его крупнейших игроков.
-2

Международная фармацевтическая дистрибьюция вошла в 2019 год с оптимистичным настроем и позитивной динамикой развития бизнеса. По итогам четырех кварталов прошлого года*, сравнительно высокий рост продаж показали как безоговорочные лидеры мирового опта - американские гиганты, так и дистрибьюторы из второй по величине рынка фармацевтической державы – Китая. При этом рост бизнеса крупнейших оптовиков Поднебесной в 2018 году значительно опережал общемировые темпы развития фармацевтической индустрии.

-3

Американское лидерство

Рейтинг крупнейших фармацевтических дистрибьюторов мира в 2018 году не претерпел кардинальных изменений. По-прежнему недосягаема для конкурентов первая тройка оптовиков из США. McKesson, AmerisourceBergen и Cardinal Health консолидировали более 90% продаж американского и около 45% продаж всей фармацевтической продукции в мире. Доля же 10 крупнейших фармдистрибьюторов планеты превысила 70% глобального фармацевтического рынка. При этом за последние пять лет концентрация бизнеса в американском дистрибьюторском сегменте только нарастала. Доля рынка трех лидирующих компаний увеличивалась с 87% в 2013 году и превысила 92% в 2018 году.

Не смотря на огромный объем реализации и значительную долю рынка, каждый из дистрибьюторов-лидеров продемонстрировал уверенный рост продаж по совокупности четырех кварталов 2018 года. При этом продажи фармдистрибьютора №1 в мире - компании McKesson увеличились на 5,7% и достигли 213,5 млрд. долл., AmerisourceBergen – на 11,2% до 172,8 млрд. долл., а Cardinal Health – на 7% до 141,9 млрд. долл.

В среднем рентабельность продаж по валовой прибыли** американских дистрибьюторов, по данным Healthcare Distribution Alliance (89thEdition HAD Faktbook: the facts, figures and trends in healthcare 2018-2019) и финансовой отчетности компаний, находилась на уровне 2,5% - 5,3%, а рентабельность продаж по чистой прибыли*** составила 0,8 - 1,6%. При этом доходность первых трех игроков оптового сегмента была выше среднерыночных показателей и увеличилась в 2018 году.

На северо-американском фармацевтическом рынке порядка 76% продаж пришлось на аптечный и food- ритейл, а 24% - на клиники, госпиталя, страховые организации, дома престарелых и пр. При этом поставки фармдистрибьюторов в аптечные сети составили 42,5%, а в независимую розницу – 14,2%. Доля поставок через full-line и специализированных дистрибьюторов в 2017 году впервые сократилась с 95,7% в 2016 году до 92% в 2017 году.

*в связи с тем, что различные компании имеют отчетные периоды, не совпадающие с календарным годом, для расчета показателей деятельности и рейтинга приняты те периоды, которые соответствуют 2018 календарному году
** здесь и далее принимается показатель Gross profit margin
*** здесь и далее принимается показатель Net profit margin (after tax)
-4

Таб. №1 Каналы реализации фармацевтической продукции в США, проходящие через фармацевтических дистрибьюторов (89thEdition HAD Faktbook: the facts, figures and trends in healthcare 2018-2019)

-5
-6

Китайское наступление

Лидеры фармацевтического опта КНР еще несколько лет назад опередили коллег из Японии, как по объемам, так и по темпам роста продаж фармацевтической продукции. По итогам 2018 года крупнейший китайский фармацевтический дистрибьютор Sinopharm Group с большим отрывом от следующих за ним конкурентов вошел в первую пятерку оптовых гигантов, а China Resources Pharmaceutical Group и Shanghai Pharmaceuticals Holding заняли прочные позиции в ТОП-10 глобального рейтинга.

В отличие от фармацевтического рынка США, отраслевой оптовый сегмент Китая только начинает свой путь в сторону концентрации бизнеса. По состоянию на начало 2017 года фармацевтической дистрибьюцией в КНР занималось более 12 000 компаний, при этом доля суб-дистрибьюции составляла 41%. Первая десятка игроков оптового сегмента аккумулировала порядка 50% продаж, и только три корпорации занимали более 5% рынка.

Однако государственная политика КНР направлена на сокращение числа вторичных дистрибьюторов. В январе 2017 года была издана директива ("two-invoice system"), предусматривающая наличие только одного оптового посредника между производителями лекарств и государственными медицинскими учреждениями. По прогнозам экспертов DBS Asian Insights, данная инициатива повлечет за собой уход с рынка около 20% вторичных оптовиков. Как следствие, в выигрыше останутся лидеры оптового сегмента, имеющие широкий ассортимент и достаточные финансовые возможности, способные самостоятельно обеспечить поставки широкой аудитории клиентов и работать без вторичных дистрибьюторов.

Кроме того, в результате проверки, проведенной China Food & Drug Administration (CFDA) в 2016 году были выявлены различные нарушения в ведении бизнеса у 44% оптовиков. Часть из них, скорее всего, не сможет исправить ситуацию и будет вынуждена покинуть отраслевую среду.

Темпы роста продаж лидирующих китайских фармдистрибьюторов в 2018 году находились на уровне 10-12%. При этом показатели доходности бизнеса были выше, чем у коллег из США. Например, у крупнейшего дистрибьютора Sinopharm Group: CAGR -12%, рентабельность продаж по валовой прибыли в 2018 году - 9,06%, а рентабельность продаж по чистой прибыли - 2,73%.

Совокупно доля китайской фармацевтической дистрибьюции в мировом масштабе приближается к 10%.

Японская стабильность

Четыре фармацевтических дистрибьютора Японии входят в ТОП-20 крупнейших оптовиков мира. Динамика роста японских корпораций в 2018 году не отличалась высокими темпами. Medipal Holdings Corporation (28,6 млрд. долл.) и Alfresa Holdings Corporation (23,7 млрд.долл.) смогли увеличить объем продаж на 1,7% и 1,4% соответственно, а продажи корпорации Suzuken (19 млрд. долл.) уменьшились на 0,8%.

Доходность бизнеса игроков дистрибьюторского сегмента Японии увеличилась в 2018 году. Так корпорация Medipal Holdings, являясь лидером японской фармдистрибьюции, показала рост как валовой (+ 4%), так и чистой прибыли (+4,6%). Рентабельность продаж по валовой и чистой прибыли компании составила 7,3% и 1,4% соответственно. Похожие показатели были и у Alfresa Holdings: 7,7% - рентабельность продаж по валовой и 1,7% - по чистой прибыли.

Всего в мировом масштабе на долю лидирующей четверки японских фармдистрибьюторов приходится порядка 7% мировой оптовой фарминдустрии.

-7

Глобальный рейтинг фармацевтических дистрибьюторов

Американские корпорации с колоссальными объемами продаж удерживают первые четыре строчки мирового рейтинга и в разы опережают ближайших конкурентов. Китайские и японские фармацевтические дистрибьюторы заняли твердые позиции в середине глобального рейтинга. Европейская фармдистрибьюция представлена компанией PHOENIX GROUP, находящейся на шестой позиции в ТОП-20 (бизнес McKesson Europe учитывается в консолидированной отчетности корпорации McKesson Corporation). Во второй десятке мирового рейтинга находятся фармацевтические оптовики, работающие в Юго-Восточной Азии, Австралии и Бразилии, а также несколько американских дистрибьюторов второго эшелона.

Российский представитель глобального рейтинга - Группа компаний «Протек» занимает 19 позицию среди мировых фармацевтических корпораций. Следует отметить, что доходность бизнеса российского игрока одна из самых высоких среди компаний, представленных в рейтинге. Консолидированные валовая и чистая прибыль ГК «Протек» по итогам 2018 года увеличились на 9%, при этом валовая рентабельность составила 13,6%, а рентабельность продаж по чистой прибыли – 2,5% (аудированные финансовые результаты ГК «Протек» по МСФО за 2018 г.).

-8