Найти тему
Инвестиции: мой путь

Ищем дешевые акции (коэффициенты P/E и P/B)

В прошлый раз мы определили по каким показателям можно оценить эффективность работы компании. Сегодня поговорим о цене.

Когда говорят о цене компании, то речь может идти о двух вариантах:

Капитализация компании (обозначается буквой P) - общая стоимость компании на фондовом рынке вычисляется путем умножения всех акций компании, находящихся в обращении на их цену.
Балансовая стоимость компании (обозначается буквой B) - это сумма денег, которую можно выручить, продав все, что принадлежит компании и выплатив все долги (стоимость активов, сформированных за счет собственных средств -акционерный капитал).

Конечно, оба эти параметра достаточно условны. Капитализация может меняться в широких пределах в течение непродолжительного периода времени и очень сильно зависит от настроения трейдеров.

Балансовая стоимость хоть и ближе к реальному имуществу, но тоже имеет скорее аналитический характер, так без реальной продажи компании его фактическое значение не узнать.

Теперь вернемся к нашим компаниям "Альфа", "Бетта" и "Гамма" из прошлой статьи.

Допустим, что компания "Альфа" выпустила 1 млрд. акций, которые сейчас торгуются на бирже по цене 10 рублей за акцию. В этом случае капитализация составит 10 млрд. рублей.

У "Бетты" 1 млрд. акций, одна акция стоит 10 копеек. Капитализация равна 100 млн. рублей.

У "Гаммы" 1 млрд. акций и каждая стоит по 4 рубля. Капитализация составляет 4 млрд. рублей.

Какая из акций этих компаний дороже, а какая дешевле? Может быть акции "Бетты" самые дешевые при цене 10 копеек, а у "Альфы" - самые дорогие при стоимости в 10 рублей?

Ответить на этот вопрос можно двумя способами. Оба исходят из того, что покупая акцию, мы покупаем долю в компании.

По первому способу мы определяем сколько рублей платим за один рубль балансовой стоимости компании.

Для этого делим капитализацию компании на ее балансовую стоимость (P/B, Price/Book Value Ratio). Если коэффициент P/B меньше единицы, то покупка выгодна - мы тратим меньше, чем получаем. Чем меньше значение P/B, тем дешевле покупка.

Давайте посчитаем:

"Альфа" (напомню, что акционерный капитал 6 млрд. руб.) P/B =10/6=1,67

"Бетта" (акционерный капитал 30 млн. руб.) P/B=100/30=3,33

"Гамма"(акционерный капитал 3 млрд. руб.) P/B=4/3=1,33

Получается, что с точки зрения приобретаемых ценностей наиболее выгодна покупка "Гаммы" (она самая дешевая) и наименее выгодна "Бетта" (самая дорогая).

Тут нужно вспомнить, что самое главное у компании - это способность приносить прибыль. Для того, чтобы оценить стоимость компании с точки зрения способности ее зарабатывать введен коэффициент P/E (Price/Earnings, E - это прибыль за год) - делим капитализацию на прибыль и выясняем сколько мы платим за рубль прибыли.

Рассчитаем этот коэффициент:

"Альфа" (напомню, прибыль 1 млрд. руб.) P/E=10/1=10

"Бетта" (прибыль 10 млн. руб.) P/E=100/10=10

"Гамма" (прибыль 100 млн. руб) P/E=4/0,1=40.

Тут также, чем меньше значение P/E, тем дешевле акция и выгодней покупка.

Как мы видим, в данном случае самая дорогая будет "Гамма".

Два коэффициента показали противоположные значения. На какой ориентироваться? Существуют разные мнения на этот счет. Кто-то думает, что P/E малозначим, другие наоборот не обращают внимание на P/B.

Так, если мы возьмем две компании - одна промышленный гигант с кучей зданий, станков, транспорта, а вторая производитель программного обеспечения, то в большинстве случаев, при равных P/E, P/B второй будет существенно выше (акционерный капитал у нее меньше и он в знаменателе, а значит его уменьшение ведет к увеличению коэффициента P/B).

Если взять примерно одинаковые по балансовой стоимости компании, то, при равных P/B (а значит и сопоставимой капитализации), дешевле (P/E будет меньше) будет та, которая более прибыльна.

Если же у одинаковых по балансовой стоимости компаний будут примерно совпадать прибыли, то дешевле будет та, у которой ниже P/B, а значит мы заплатим меньше за один рубль капитала.

При выборе компании я главным образом смотрю на P/E, так как для меня важнее прибыльность компании.

В следующий раз мы совместим цену компании и ее эффективность.