Отличное состояние автомобиля после сотен тысяч километров пробега обязательно вызовет восхищение, но чудес не бывает – это может обеспечить только уход и обслуживание. Отдавая дань добросовестности автопроизводителей, создавших и произведших качественные машины, следует отметить, что судьба их в эксплуатации зависит от бережного отношения владельца.
Щепетильный подход к состоянию автомобиля начинается с изучения инструкции по эксплуатации. Необходимо точно знать периодичность ТО, перечень работ, выполняемых в процессе обслуживания. Автовладельцы автомобилей-долгожителей сокращают сроки между ТО с увеличением пробега, уделяют внимание деталям и агрегатам, обслуживание которых не предусмотрено выполняемым видом работ.
При плановом осмотре и обслуживании следует отдавать предпочтение параметрам, кратковременное отклонение которых от нормы способно существенно сократить ресурс автомобиля или вывести его из строя. Знание и исполнение таких правил как заповедей, обязательно обеспечит надежную работу автомобиля в течение многих лет:
1. Контроль уровня масла в двигателе.
Нельзя забывать о контроле за уровнем масла в двигателе. Недостаточная смазка узлов трения за короткое время способна вывести из строя детали мотора. Даже не проявившаяся сразу выработка вкладышей, втулок приблизит двигатель к отказу. Масло отводит тепло от многих деталей, перегрев которых может привести к потере физических свойств материала изготовления. Чрезмерно высокий уровень масла вызывает его попадание в выхлопной коллектор, как следствие– порчу катализатора.
2. Использование промывочных масел.
Утверждение спорное кто-то из специалистов за промывку кто-то против. Желательно чтобы каждая замена масла начиналась с промывки системы специальными промывочными маслами. Несмотря на это, всё равно часть нагара коксуется на клапанах, в головке цилиндров, под кольцами. На дне картера образуется битумный осадок, который взаимодействует с маслом, ухудшает охлаждение. Там же собирается и конденсат воды. Химические очистители, применяемые на работающем двигателе, не всегда обеспечивают чистку на 100%, а иногда могут даже навредить. Процедура использования промывок подходит не для всех типов двигателей.
3. Проверка уровня масла в коробке передач.
Уровень масла в автоматической, механической коробке передач очень важен. В случае его понижения возможно не просто ухудшение процесса переключения скоростей, но и ускоренный износ точных деталей. Следует доливать масло, только рекомендованное производителем, не допуская смешения различных сортов. Ремонт коробки обычно стоит дорого, требует неплановой разборки.
4. Замена ремня ГРМ в срок установленный заводом-изготовителем автомобиля.
Замена ремня ГРМ должна производиться в сроки, заложенные в инструкции по эксплуатации, невзирая на его состояние. Обрыв ремня способен разрушить двигатель. Ремонт обойдется много дороже процедуры замены ГРМ. При каждой второй замене ремня рекомендуется сменить и помпу, если она имеет общий привод с валом газораспределительного механизма. Неисправность помпы может вызвать неожиданный обрыв ремня.
5. Замена охлаждающей жидкости ДВС.
Замена охлаждающей жидкости выполняется согласно срокам ТО. Но при изменении цвета антифриза, появлении в нем взвешенных частиц, его необходимо заменить, промыть систему охлаждения. То же самое нужно сделать, если пришлось доливать воду. Вода в отличие от антифриза или тосола не содержит ингибитора, препятствующего окислению в каналах системы, что быстро приводит к образованию осадка.
6. Проверка давления в шинах.
Поддержание давления в шинах обеспечит их пробег не ниже заявленного производителем. Разбалансированные колеса разрушают подшипник в ступице, передают вибрацию на кузов. Каждые 5 тыс. км рекомендуется проверять балансировку колес, не дожидаясь сезонной замены шин. Тем более это необходимо сделать при полученном ударе о край ямы или бордюр.
7. Проверка воздушного фильтра.
Замена воздушного фильтра при эксплуатации в условиях песков либо пыльных дорог должна производиться в два раза чаще срока, назначенного производителем. При забитом фильтре увеличивается расход топлива. Бумажный фильтр может порваться, пыль попадет в топливную систему к инжектору, форсункам.
8. Жгуты электропроводки.
Осмотр проводки следует проводить на предмет чеканки изоляции проводов о ребра кузова, агрегатов. Обнаруженные повреждения закрыть изолентой, подтянуть ослабшие хомуты. Замыкание провода на корпус способно привести к пожару, полностью уничтожить автомобиль.
9. Тормозная жидкость.
Контролировать уровень тормозной жидкости необходимо перед каждой поездкой или при первом подозрении на ухудшение торможения. Запрещено смешивать тормозные жидкости различных типов. Замену ТЖ производить в сроки, указанные автопроизводителем или же при потере свойств гигроскопичности.
10. Жидкость ГУРа.
Проверка уровня жидкости в ГУР необходима для сохранения работоспособности усилителя руля. При недостатке жидкости насос ГУРа быстро выйдет из строя. При наличии металлических частей и взвесей в жидкости, следует незамедлительно произвести замену. Если жидкость загрязнена очень сильно то необходимо дополнительно поменять бачок и промыть систему.
Старшее поколение водителей помнит еще несколько обязательных пунктов обслуживания: контроль уровня электролита АКБ, замена свеч. Новая конструкция необслуживаемых аккумуляторов не требует периодического контроля, а современные свечи служат до 100 тыс. км пробега.