Сходить на курсы ABA мне посоветовали психиатр и невролог, поставившие моему сыну диагноз "аутизм".
Я честно прослушала два онлайновых модуля по работе с аутичными детьми. Система ABA считается лучшим средством реабилитации детей с нарушением сотрудничества, в особенности с аутизмом. Мне она нравится и вот почему:
1. Система поведенческого анализа - несложная, и не требует долгих лет учебы, способностей к педагогике. Все просто: в зависимости от того, как ведет себя ребенок, вы предлагаете ему поощрение или наказание. Учебные материалы тоже очень простые.
2. Она ставит перед собой только конкретные цели. К сожалению, очень многие классические педагоги и психологи грешат абстрактными планами, которые родители не совсем понимают.
Сравните цели от наших психологов и ABA.
Психологи: "Установите личные границы с Катей, она не должна их нарушать".
ABA: "Катя будет обнимать маму и папу, когда они лежат на диване, вместо того, чтобы прыгать им на голову", "Катя не будет отнимать у папы с мамой вещи, которые привлекли ее внимание, она будет вежливо их просить словами: "Дай, пожалуйста" и спокойно принимать отказ".
Психологи: "Пусть ребенок станет дружелюбнее".
ABA: "Петя не будет кусать детей на улице, бить их ногой и кидаться песком".
Какие цели достижимы, а какие - нет?
3. С помощью ABA можно решить почти все проблемы. Терапия охватывает 4 основные сферы жизни: самообслуживание, речь, взаимодействие в социуме, обучение академическим дисциплинам и преодоление отставания в развитии. Также система годится для "дрессировки" здоровых людей, трудных подростков, домашних животных.
4. Она направлена на нейротипизацию ребенка. Цель ABA - приблизить развитие маленького аутиста к уровню здоровых сверстников. Это невозможно на 100%, но упорный руд приводит к поразительным результатам. Кроме того, заранее рассчитаны варианты на переведение ребенка в обычный мир, который работает не так, как тераписты ABA.
5. Это гуманная система, цель которой - заставить ребенка постоянно прогрессировать и радоваться успеху. Наказания используются редко и не в физической форме.
6. 90% твоих проблем решили и классифицировали до тебя, мы всегда можешь довольно точно определить какой будет следующий шаг и следующая ступень развития.
Конечно, у этого метода есть недостатки, но о них в следующий раз.
Почему он не говорит? Запуск речи у ребенка-аутиста
Что такое обобщение и почему оно важно для аутистов?
5 причин использовать в беседе с ребенком карточки ПЭКС
6 причин, по которым мне нравится ABA
Как найти логопеда ребенку до 3-х?