1. Происхождение фамилии
Фамилия Винчи происходит от vinchi. Так называют ивовые прутья, которые растут по берегу ручья Винчо. В тосканских деревнях их используют для плетения. Переплетенные прутья как напоминание о фамилии отца и родной земле стали эмблемой Леонардо: этот узор есть в рукописях и некоторых картинах, например «Даме с горностаем» и «Джоконде».
Леонардо родился в деревушке под названием Винчи, но его фамилия не обозначает принадлежность к ней. Появись он на свет во Флоренции, его бы назвали так же.
2. Занятия керамикой
Бабушка Лючия ди сер Пьеро ди Зосо была для Леонардо как мать, возможно, именно ее заслуга приобщения ребенка к художественному творчеству. Лючия происходила из семьи нотариусов, но также состояла в родстве с мастерами керамики. Среди семейного имущества были печи для обжига глиняных изделий, в том числе расписной майолики. Они находились неподалеку от Винчи, в местечке Тойе-Баккерето — одном из главных центров производства художественной керамики XIV–XV веков. Есть достаточно доказательств того, что Леонардо практиковался в ремесле керамики.
Гончарное искусство оставило свой след. На некоторых рисунках Леонардо фигура показана спереди, сбоку и со спины. Взгляд на объект с разных точек зрения при работе со скульптурой и рисунком объясняется в «Трактате о живописи». Леонардо проводит аналогию с созданием керамики: непрерывно вращаясь на гончарном круге, произведение открывается со всех сторон.
3. Зеркальный почерк
У Леонардо был зеркальный почерк: он держал перо в левой руке, а строчки начинались справа. Чаще всего в тетрадях сначала заполнял правую страницу, затем левую. С точки зрения графологов, такая особенность письма говорила о сильном стремлении к власти.
«Нормальный» почерк давался Лео не так легко. Он пользовался «общепринятым» методом, если была важность четкого изложения: например, в обозначениях на топографических картах, в записи о смерти отца. Свои официальные и личные письма Леонардо тоже старательно выписывал. Рисовал же он обеими руками. Возможно, из этой способности проистекают особые проницательность, восприятие, дар рисовальщика и чертежника.
4. Страсть к полетам
Миф об Икаре завораживал Леонардо. Заметки о технологиях полетов есть в девяти сборниках его рукописей. Лео интересовался попытками поднять в воздух предметы и человека. Он был намерен воспарить над ломбардскими озерами. А для того, чтобы уменьшить риск при падении, он разработал парашют, пропорции которого не так уж далеки от верных.
Полет был высочайшей мечтой изобретателя, фантазией бога-инженера, создающего неземное чудо. А также в этой идее выражено желание насладиться полной свободой и преодолеть границы человеческого существования.
5. Первые шаги
Итальянский писатель, архитектор и живописец Джорджо Вазари утверждал: «Сер Пьеро однажды взял несколько рисунков [Леонардо] и отнес их своему другу Андреа дель Верроккьо. Андреа был удивлен столь многообещающими начинаниями. Таким образом, Леонардо появился в мастерской Верроккьо. Здесь он не знал ограничений одной специальности, а отдавал себя всем возможным видам изобразительного искусства, хотя, его призванием была живопись».
6. Против тирании моды
«[Леонардо] был очень привлекательный, хорошо сложенный, стройный, с красивыми чертами лица. По той моде все носили длинные одежды, а он ходил в короткой розовой тунике до колен. Он имел красивые, тщательно причесанные вьющиеся волосы, доходившие до середины груди», — утверждал «аноним Гаддиано» спустя несколько лет после смерти да Винчи.
Художник не жалел сарказма в отношении излишеств и капризов моды, постоянно меняющейся и истязающей тех, кто хочет выглядеть красиво.
7. Увлеченность числами
Лео любил делать расчеты: иногда он занимался ими в надежде получить фантастическую прибыль от механических изобретений или речных проектов, иногда фантазировал о «бесконечном» количестве сторон многоугольника, чтобы решить задачу о квадратуре круга. Он разрабатывал различные системы измерения расстояний на суше и на море. Приблизительно рассчитал диаметр Земли. А еще учился у Луки Пачоли и дружил с ним.
Однажды монах Пьетро да Новеллара написал в письме, что математические опыты Леонардо отвлекают его от живописи, он больше не берется за кисть.
Подписывайтесь на мой YouTube канал.