Пожалуй, наиболее крупным советским изготовителем мототранспорта был ИЖМАШ. Завод предложил потребителям большой модельный ряд, однако было немало мотоциклов, не сошедших с конвейера. Некоторые из них были экспонатами немногочисленных выставок, так что широкой аудитории многие редкие экземпляры могут быть неизвестны. Предлагаю ознакомиться с необычными «Ижами», которые не вошли в серию.
Сатурн
Разрабатывался сотрудниками центрального экспериментального отдела. Представляет собой машину класса 250 куб. см. «Сатурн», по сравнению с классическим мотоциклетом, не имел рамы. Инструментальные отсеки, рулевая колонка и топливный бак соединялись в единый узел, внизу которого подвешивался мотор.
6.121
Эта мототехника должна была заменить «Планету-Спорт». Но по причине неудовлетворительной востребованности ПС производитель решил не налаживать серийный выпуск модели «6.121». Хотя данный экземпляр превосходил ПС в нескольких аспектах: 2-кулачковый передний тормоз, более приятный облик и поднятый вверх глушитель.
Лидер
Эскортный байк, стоящий особняком, поскольку в него установлен роторный 57-сильный движок вазовского изготовления. Мотоциклетный транспорт оснащался массивным сиденьем и большим обтекателем для ветрозащиты. «Лидер» оказался неактуальным после распада СССР, потому что для эскорта применялись иностранные аналоги.
Вега
Отличительной чертой мотоцикла является ходовая часть на 100% уникальной конструкции. Транспортное средство оборудовалось оппозитным силовым агрегатом. При этом 4-тактный преобразователь взаимодействовал с 5-ступенчатой КПП. В «Вегу» была внедрена такая система запуска, как электростартер.
Триал
В 80-х гг. на волне триальных состязаний ижевские конструкторы создали «Триал». Мотик обладал 1-цилиндровой двигательной установкой и оригинальной ходовой частью. Инженеры изготовили несколько опытных «Триалов» и провели тестирования, которые показались успешными. Однако мотоциклет оказался ненужным, т.к. его основной конкурент – «Тула» – стоил меньше, а по качеству не проигрывал.
Спринтер-Орион-560 (7.109)
На предприятии собрались выпускать мототехнику мирового класса с величиной двигателя 500 куб. см. Вскоре приобрели у «Ямахи» право на создание 4-тактной силовой установки, фронтальной вилки, литых колес и оснащенного гидроприводом тормозного диска. Но с реализацией проекта ижевская компания справилась плохо. После выпуска пробной партии «сверху» приказали отказаться от «Ориона».
Спринтер-Сириус-400 (7.110)
Спроектирован посредством «внедрения» в ходовую «Ориона» жидкостного двухтактника, который унифицирован по трансмиссии с движком Yamaha. Опытные образцы испытывались, информация о них возникла даже в рекламных постерах завода. Но начальство стало критиковать разработчиков по всяким мелочам и требовало подогнать параметры «Сириуса» под старые стандарты. В итоге проект был похоронен.
C50
Этот «Иж» российские специалисты разработали в 1997 г. Причем ответственные лица даже занимались подготовкой к серийному производству этой модели. Как бы там ни было, основными фишками C50 являются мотор ВП-50, моно-амортизатор, лицевая опрокинутая вилка, рама «птичья клетка» и стритфайтерский дизайн.
6.675
Спортивный байк работники ИЖМАША решили оборудовать силовым агрегатом ВП-50. Дисковые тормоза, тыльные амортизаторы и лицевую вилку образец «6.675» позаимствовал у «Планеты». Особенность данной единицы мототранспорта заключается в отсутствии панели приборов и указателей поворотов.
50 Man Style
Проектировался в 1997 г. одновременно с разработкой модели «C50». Этот 2-колесный транспорт ижевские эксперты сделали в характерном дородном стиле с элементами эндуро. Среди силовых установок инженеры остановили свой выбор на преобразователе V-50. «Мэн Стайл» на обоих своих колесах имел дисковые тормоза.