Найти в Дзене

РЖД: основной посыл идеологии «нулевого травматизма» – профилактика

Чтобы исключить несчастные случаи на производстве, нужны безопасные рабочие места и привычка работать по правилам. Можно ли достичь «нулевого травматизма» на железной дороге и как разделить ответственность за соблюдение требований охраны труда между работником и работодателем, «Гудку» рассказал председатель Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей (Роспрофжел) Николай Никифоров. 

Николай Алексеевич, этот год объявлен отраслевым проф­союзом Годом улучшения условий труда и производственного быта. Почему Роспрофжел решил акцентировать внимание именно на этой задаче?  

― По сложившейся традиции мы ежегодно расставляем акценты и приоритеты в своей деятельности, будь то соблюдение трудового законодательства, корпоративная культура, работа с молодежью и прочее. Нынешняя тема созвучна с концепцией «нулевого травматизма», к которой присоединилась наша страна и компания «РЖД» в частности. Cуть ее в том, что все действия в системе управления охраной труда должны быть направлены на искоренение несчастных случаев на производстве. Достойные условия и налаженный производственный быт ― неотъемлемые элементы безопасного труда. Поэтому нами поставлена задача организовать порядок на всех рабочих местах и во всех бытовых помещениях.

 Что остается главной причиной несчастных случаев на железной дороге?

― Основные причины ― наезд подвижного состава и воздействие электрического тока, а за этим стоят неудовлетворительная организация производства работ, недостаточный контроль за их выполнением, нарушение технологии работ. Есть и случаи нарушения работниками трудовой дисциплины. 

В зоне особого риска ― хозяйства электроснабжения и пути. За прошлый год наибольшее количество смертельно травмированных работников зафиксировано именно там (по 6 человек). Но и в локомотивном хозяйстве, и в хозяйстве движения отмечен рост производственного травматизма со смертельным исходом (с 1 до 4 человек).

 Что нужно, чтобы реализовать концепцию «нулевого травматизма» в такой компании, как «РЖД»? Насколько это реально?

― Основной посыл идеологии «нулевого травматизма» ― профилактика: лучше предотвращать аварии и несчастные случаи на производстве, чем бороться с их последствиями. Это совпадает с теми целями и задачами, которые реализует профсоюз в области охраны труда. 

Конечно, мы отдаем себе отчет, что в системе «человек ― машина», в которой присутствует человеческий фактор, вряд ли удастся полностью искоренить производственный травматизм, но ставить перед собой задачу и подчинять ее решению все действия – это правильно. Порядка 40 человек гибнут ежегодно, если говорить в целом по организациям, где работают члены нашего профсоюза. Если по ОАО «РЖД» ― 25-30. Это много. Даже если один человек погиб ― это большая трагедия. 
Конечно, мы отдаем себе отчет, что в системе «человек ― машина», в которой присутствует человеческий фактор, вряд ли удастся полностью искоренить производственный травматизм, но ставить перед собой задачу и подчинять ее решению все действия – это правильно. Порядка 40 человек гибнут ежегодно, если говорить в целом по организациям, где работают члены нашего профсоюза. Если по ОАО «РЖД» ― 25-30. Это много. Даже если один человек погиб ― это большая трагедия. 

Но при этом у нас в компании сотни структурных подразделений, которые работают вообще без травм. То есть, в принципе, это возможно. В конце концов, человек же не ходит на работу, чтобы калечиться. Поэтому задача исключить гибель работников хоть и амбициозная, но совершенно реальная. 

 И все-таки где главный рычаг, куда надо поднажать в первую очередь, чтобы снизить смертельный травматизм?

― У людей нужно формировать привычку работать по правилам. Но прежде работодатель должен создать условия: укомплектовать персонал в соответствии с технологией (в этом случае нарушений будет меньше однозначно), обеспечить необходимыми исправными инструментами, качественной спецодеждой и средствами индивидуальной защиты (СИЗ), обучить технике безопасности, наладить производственный быт. 

После этого мы можем говорить о культуре безопасного труда, о нетерпимости работника и руководителя к нарушениям техники безопасности. Приведу пример: в прошлом году средства ограждения при выполнении путевых работ были приравнены к средствам коллективной защиты. То есть если нет сигналистов, предупреждающих знаков – работать запрещено! Но за весь 2017 год было только два случая, когда работники отказались начинать работу, пока не было обеспечено требуемое ограждение места производства работ. 

А сколько примеров можно привести, когда работник травмировался из-за того, что пренебрег СИЗ, при этом ни руководитель, ни коллеги не сделали ему замечание, не остановили.

Все начинается с руководителя, без сомнения. Он должен строго следовать технологиям и не отправлять людей на работы, понимая, что они будут трудиться с нарушениями. К примеру, в локомотиве должна быть техническая аптечка. Профсоюз пришел, посмотрел ― нет таковой. Кто виноват? Крайней может оказаться бригада ― она принимает локомотив, но руководители все снизу доверху знают, что аптечка должна быть (ими и писаны эти инструкции), и при этом посылают бригаду в рейс без аптечки. А человек начинает привыкать, что законы, инструкции, приказы и распоряжения можно не выполнять.

Или монтер пути. Почему он нарушает? Потому что если он не будет производить ремонт пути в бригаде меньшего состава, без сигналиста, то завтра там пойдет вагон-путеизмеритель, бригада нахватает баллов и он не получит премию. 

Поэтому, прежде всего, нужно создать условия ― сделать так, чтобы у работника и мысли не возникало нарушить правила. Плюс сделать так, чтобы бытовые помещения были в образцовом порядке и рабочие места соответствовали санитарным нормам и правилам...

Читать интервью далее на сайте: http://www.trudcontrol.ru/press/publications/27840/rzhd-osnovnoy-posil-ideologii-nulevogo-travmatizma-profilaktika