Генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян рассказал газете «Энергетика и промышленность России» о значительных событиях, произошедших в энергетике в 2019 году, о проблемах, которые требуют срочных решений, и о том, что будет с отраслью в следующем году и через пять лет.
Энергетика и промышленность России:
– Какие значимые события, факты или темы вы можете назвать самыми яркими и значительными в энергетике в уходящем году?
Юрий Саакян:
– Одним из важных событий стал стартовавший в начале 2019 года завершающий этап налогового маневра в нефтяной отрасли РФ. Он предусматривает обнуление экспортной пошлины с текущего уровня в 30% и одновременное постепенное увеличение НДПИ к 2024 году. Для сдерживания роста внутренних цен на нефтепродукты и предотвращения возникновения дефицита была введена система обратного акциза на нефть с демпфирующей компонентой. До этого были проведены малый (2014 - 2017 годы) и большой (2015 - 2017 годы) налоговые маневры, в результате которых пошлина на нефть упала сначала с 60% до 55%, а затем и до 30%, а НДПИ был повышен.
Второе важное событие связано с отборами проектов по программе модернизации ТЭС. В январе 2019 года Правительство РФ утвердило программу модернизации объектов электрогенерации до 2031 года. В марте – апреле был проведен первый отбор проектов модернизации на 2022 - 2024 годы, по результатам которого были определены 45 проектов суммарной установленной мощностью 10,4 МВт. В августе – сентябре состоялся второй отбор проектов модернизации тепловой генерации на 2025 год, который прошли 25 проектов с суммарной мощностью 4,023 ГВт.
Третьим итогом года стало подписание Хартии сотрудничества стран – производителей нефти. В начале июля текущего года в ходе Шестого заседания министров стран – участниц соглашения об ограничении нефтедобычи (ОПЕК+), в том числе и Россия, была подписана Хартия сотрудничества стран-производителей нефти.
Данный документ имеет такие важные цели, как развитие диалога между нефтедобывающими странами, сотрудничество в технологической сфере, долгосрочное использование нефти в мировой экономике, а также общее развитие нефтяного рынка.
Кроме того, в рамках заседания было продлено действие соглашения ОПЕК+ на 9 месяцев до апреля 2020 года.
Четвертым событием можно назвать принятие РФ Парижского соглашения. В сентябре 2019 года Дмитрий Медведев подписал Постановление Правительства РФ о принятии Парижского соглашения по климату, в результате чего Россия стала полноправным участником данного международно-правового инструмента борьбы с изменением климата. Глобальная цель соглашения – удержать увеличение средней мировой температуры намного ниже 2°C и приложить усилия для ограничения роста температуры величиной 1,5°C.
Пятым итогом могу назвать завершение строительства сразу нескольких газовых трубопроводных проектов. В начале декабря была проведена торжественная церемония запуска поставок природного газа в КНР по газопроводу «Сила Сибири». В ноябре «Газпром» объявил о заполнении сырьем обеих ниток газопровода «Турецкий поток», а также о завершении пусконаладочных работ на приемном терминале в Турции. Открытие газопровода «Турецкий поток» планируется на 8 января 2020 года. В конце прошедшего октября Дания выдала разрешение на строительство газопровода «Северный поток – 2» в своих территориальных водах (это последний участок газопровода, который долгое время являлся камнем преткновения).
Энергетика и промышленность России:
– Какие проблемы нужно решить в срочном порядке?
Юрий Саакян:
– Одна из текущих отраслевых проблем, которая требует срочных решений, связана с заключением нового договора о транзите природного газа с Украиной. Согласно расчетам ИПЕМ, даже после запуска газопровода «Северный поток-2», украинский транзит по-прежнему будет необходим РФ для сохранения поставок на уровне 2018 года. Если объемы экспорта природного газа в европейские страны останутся на текущем уровне, через территорию Украины будет транспортироваться до 42 млрд м3 природного газа, в том числе ввиду невозможности постоянной полной загрузки других экспортных мощностей. Отказ от украинского транзита возможен только в случае значительного снижения газовых поставок из России.
Энергетика и промышленность России:
– Каковы, на ваш взгляд, перспективы ближайшего года и пятилетки в отрасли?
Юрий Саакян:
– Перспективы отрасли связаны с изменениями на внутреннем электроэнергетическом рынке. В 2020 году ожидается решение по целому ряду актуальных вопросов в сфере электроэнергетики. А именно: будет ли поставлена точка в вопросе о лицензировании энергосбытовых компаний; начнется ли эксперимент по расчету тарифов на передачу электроэнергии по методу сравнения аналогов («эталонов» затрат); будут ли введены плата за резерв сетевой мощности и дифференциация тарифов ФСК ЕЭС; будет ли повышена базовая ставка за технологическое присоединение к сетям для льготных категорий потребителей?
В рамках поддержки ВИЭ летом были отобраны последние проекты строительства ветряных и солнечных электростанций до 2024 года по программе ДПМ ВИЭ, реализация которой называется в числе важных факторов ускоренного роста цен на электроэнергию и к эффективности которой у потребителей накопилось множество вопросов. Остается открытым вопрос: нужны ли дальнейшие преференциальные условия для развития ВИЭ-генерации, и если да, то для какого объема и на каких условиях – все это должно определиться в 2020 году.
В рамках формирования национальной системы регулирования эмиссии парниковых газов в 2020 году планируется принятие закона «О государственном регулировании выбросов парниковых газов», проект которого уже разработан Минэкономразвития России, а также разработка и принятие стратегии долгосрочного развития с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. Данные документы станут базовыми в рамках формирования системы углеродного регулирования и выполнения обязательств РФ в рамках Парижского соглашения. Кроме того, важнейшим звеном климатической политики должна стать система мониторинга, отчетности и контроля за выбросами парниковых газов на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, начало полноценного функционирования которой также ожидается в ближайшие годы.
Кроме того, формирование общих рынков газа, электроэнергии, нефти и нефтепродуктов в рамках ЕАЭС должно быть завершено в следующие 5 лет. Для России этот вопрос носит принципиальный характер, так как могут значительно измениться условия поставок энергоресурсов в другие государства – члены ЕАЭС. Уже в 2020 году согласно программе формирования общего рынка газа ЕАЭС должны быть реализованы все шаги по 1 му этапу создания общего рынка, в рамках которого должны быть решены такие принципиальные вопросы, как разработка и согласование единых правил, создание системы информационного обмена, организация формирования индикативного (прогнозного) баланса газа, унификация норм и стандартов и прочие.
Полная версия текста «Маршрут построен: к энергетике с системным эффектом» с комментариями генерального директора ИПЕМ доступна по ссылке.
Энергетика и промышленность,
17 декабря, 2019
Подписывайтесь и следите за новостями и публикациями ИПЕМ в Телеграм-канале!
Также по теме:
- Будущее угольной отрасли России в свете ратификации Парижского соглашения, Ю. Саакян, 3 октября, 2019
- Гендиректор ИПЕМ принял участие в программе «Диалог» с премьер-министром России Дмитрием Медведевым, Ю. Саакян, 11 сентября, 2019
- Крупные ТЭС России: перспективы модернизации, 19 марта, 2019