Найти тему

Город «триумфальных арок». Вторая часть подробного гида по архитектуре Жуковского

Оглавление

Город «триумфальных арок». Вторая часть подробного гида по архитектуре Жуковского

  Фото: Алексей Синяков  «МП» продолжает рассказывать про подмосковный город Жуковский. Во второй части архитектурного гида — о том, как кинотеатр, построенный в наукограде, растиражировали на всю страну, и почему классические арки в Жуковском украшают даже панельный дом времен заката СССР
Фото: Алексей Синяков «МП» продолжает рассказывать про подмосковный город Жуковский. Во второй части архитектурного гида — о том, как кинотеатр, построенный в наукограде, растиражировали на всю страну, и почему классические арки в Жуковском украшают даже панельный дом времен заката СССР

Дом ученых ЦАГИ

Ул. Жуковского,7

Жуковский был экспериментальной площадкой для новой архитектуры. И многие здания, которые появились в СССР, впервые строились в качестве эксперимента именно здесь.

Один из примеров — Дом ученых ЦАГИ (спроектирован в 1947 году, автор проекта — Зоя Брод). Изначально Брод создавала проект кинотеатра «Родина», а не клубного дома для ученых, который переехал в здание позже. После реализации в 1950 году проект кинотеатра Брод получил государственную премию, а здание решили сделать типовым — похожие кинотеатры (часто с тем же названием — «Родина») начали строить во многих городах СССР.

Между колоннами видны места для двух афиш: что сейчас идет — и что ожидается (подобная схема позже часто применялась в советских кинотеатрах). Внутри здания есть кинозал, фойе, кабинет директора и артистическая комната. Помещение украшает ордер, сделанный по теории Витрувия. Невысокие плоские коринфские капители ограждают прогулочный балкон, на который можно выйти во время антракта.

В сборнике «Советская архитектура» (1951 год) отмечалось: «Автором архитектором 3. Брод умело использован прием большого ордера и создано здание красивых пропорций с мастерски выполненными деталями. Большое количество лепных украшений хорошо дополняет художественную композицию интерьеров здания. По планировке, внешней архитектуре и особенно по интерьерам кинотеатр в Жуковском может быть отнесен к числу лучших, построенных за последнее время». 

Жилые дома на улице Горького

Жуковский — это тот редкий случай, когда в городе нет «задних» фасадов: даже фасады, которые смотрят во двор, выполнены и украшены как парадные.

Это правило иллюстрирует самый пышный с точки зрения архитектуры квартал, который выходит на улицу Горького. Квартал был спроектирован на довольно спорном месте, которое может доставлять его жителям визуальный дискомфорт, — двумя сторонами он смотрит на высоковольтные линии.

Дело в том, что первоначально улица Горького носила название Энергетическая, и была названа так именно по трассе линий электропередач. Эта ЛЭП питала энергией Центральный аэрогидродинамический институт — предприятие, ради которого и строился город. Именно по этой причине линия до сих пор находится в городе.

Разумеется, люди не очень хотели селиться в квартирах, окна которых упирались в высоковольтные провода. Однако под землю линию убрать было нельзя — так в несколько раз снижалась ее мощность (а для аэродинамических труб просто необходимо колоссальное количество энергии).

В итоге проблема места была решена через архитектуру — рядом с ЛЭП решили построить самые «богатые» дома в городе. Их архитектура (массивные эркеры, лепнина на порталах кессонированных арок, сочетание двух видов кирпича в облицовке) как бы компенсировала видовой ущерб людям: место не лучшее — зато богато. 

Арки

В Жуковском множество больших арок, которые образуют масштабные перспективы: в одном случае перспектива получается даже тройной — на улице Горького (правда, сейчас ее плохо видно из-за посаженной ели). У этой исключительной особенности города есть разгадка.

Дело в том, что ЦАГИ всегда считал, что он был основан Николаем Жуковским (так оно на самом деле и было). И хотя Жуковский почти не успел пожить при существовании института, ученики [основоположника аэродинамики] старались не забывали его память.

Случай Жуковского — очень редкий для СССР. Ученый был потомственным дворянином, и после революции советская власть позволила его семье сохранить усадьбу во Владимирской области. В этой усадьбе Жуковских сохранилась церковь Ильи Пророка, которую вместе с другими помещиками поддерживали Жуковские.

Храм был построен в начале XIX века в стиле классицизма, в нем есть интересная деталь, которая в других храмах часто утрачена, — между храмом и колокольней существует открытый переход в виде двух арок. Эти арки очень похожи на те, что украшают дома в Жуковском. Скорее всего, полагают специалисты, церковные арки и являются прообразом городских.

Интересно, что полукруглые классические арки спроектированы не только в домах 1930-1950-х годов Жуковского — одна из них находится в панельной 9-этажке эпохи позднего модернизма — встретить такой пример в России больше негде. 

«Пятый дом»

Ул. Жуковского,5

В Жуковском проводились и постконструктивистские эксперименты. Их следы хранит так называемый «Пятый дом». Дом имеет идеальный портал, у него хорошо сохранился двор. С внутренней стороны здания хорошо видно, что балкончики и лоджии находились в углублении, как бы в нише. Сейчас часть из них застеклены, однако раньше они образовывали единую открытую галерею. Причем архитектурные формы двора поднимались по нарастающей: балконы на втором этаже были совершенно открытыми и имели прозрачные ограждения, а верхние балконы имели плотные оштукатуренные «пределы» и проектировались под дополнительной крышей.

«Пятый дом» — одно из самых первых зданий в городе. В нем спроектированы довольно большие квартиры, и даже в там, где установлены узкие окошки, предусмотрены комнаты для домработниц. Конечно, в реальности квартир, в которых жила одна семья с домработницей, было немного — потому что когда здания только были построены, в городе серьезно стоял вопрос жилья, и сотрудников заселяли в «Пятый дом» коммунально.

Высокие арки в Жуковском, как в «Пятом доме», и двери в квартирах высотой 2,2 метра вовсе не означают, что дома в городе строились для высоких людей. Причина грандиозных арок и высоких дверей иная — руководители секретных институтов Жуковского отлично понимали, что для их сотрудников нужна достойная среда, и архитектура должна была возвышать живущих в ней людей: то есть летчики, авиаконструкторы и ученые не должны были ощущать тоталитарного давления хотя бы от давящих на них стен; они должны были иметь комфортное жилье, в котором можно комфортно работать.

Стоит сказать, что «Пятый дом» первоначально выполнял две функции — кроме жилых квартир, над аркой здания располагались апартаменты для гостей города, к ним вели входы с двух сторон здания. Сейчас апартаменты стали частным жильем, но внутри местами сохранилась изначальная планировка. Это привело к курьезным ситуациям. Так, при каждой комнате был свой санузел, и когда номера объединили в квартиры, случилась удивительная вещь — в некоторых квартирах оказалось несколько санузлов: своеобразный подарок от советского города ученых, который современным покупателям может показаться нелепым и смешным. 

Пояснение

Изначально этот гид должен был содержать комментарии известного специалиста по архитектуре, однако ученому не понравился заголовок первой части текста [«Город, в котором не нашли места Ленину»; сам ученый предлагал озаглавить его «Подмосковный Версаль авиационной науки»]. Редакция оставляет за собой право самостоятельно выбирать заголовки текстов и публикует вторую часть гида в сокращенном варианте без упоминания спикера. Текст основан на разговоре с ученым, но не повторяет сказанное им дословно.