В сети широко распространён миф о том, что знаменитую «Победу», она же ГАЗ М-20, планировали назвать «Родиной». Рассказывают, будто Сталин спросил: «Почём будете Родину продавать?» — и на щеках конструкторов проступила густая краска в предчувствии скорого и неизбежного знакомства с лесоповалом. Диктатор якобы оказался в добром расположении духа, лишь согласился на переименование, и на том история закончилась.
Было ли это так? В наше время можно уже однозначно сказать: категорически нет. Более того, не могла произойти даже подобная история, поскольку «Победу» назвали «Победой» чуть ли не с самого начала проектирования, в 1943 году. Здесь, впрочем, стоит сделать отступление и рассказать, как же появилась эта модель.
Советское руководство вело себя достаточно цинично в плане роскоши и обеспечения себя ею – так, из воспоминаний современников следует, что в 1942 году, когда немецко-фашистские захватчики стояли под Москвой, в окрестностях столицы проходили пиры и давались салюты. Номенклатура не умела себя ограничить даже в такое критическое время, не могла она и оставить себя без перспективной машины-«членовоза» – в том же самом 42-м, когда исход войны ещё был совершенно неясен, в США за «народные» деньги (за государственный счёт) был заказан ряд иномарок. Их детальное рассмотрение и копирование в конечном итоге привело к появлению ЗИС-110, о котором будет идти речь в одном из наших следующих материалов, так что советуем подписаться на наш канал, чтобы его не пропустить.
Машину для людей ниже рангом, нежели верхушка, начали проектировать в 1943-м. В советских журналах говорилось, что название «Победа» пришло в голову знаменитому конструктору Андрею Липгарту в первые дни после Сталинградской битвы, когда немецкие войска были неожиданно для всех сокрушены. Тогда же начиналась работа над новым советским автомобилем, призванным послужить чиновникам средней руки, службам - таким, как такси, и в некоторых случаях даже заслуженным гражданам.
«Победу» изготовили в макетах уже к 1944 году, а в 1945-м появились первые опытные образцы. Всё это время автомобиль носил именно окончательное название. Был ли мифический показ её Сталину в действительности? Действительно, такой эпизод был, но фраза о «стоимости «Родины» там не звучала. Вместо этого «отец народов» решительно забраковал версию с шестицилиндровым движком (заводской индекс – М-25). Надо сказать, что в отличие от многих других его решений, это было оправданным и не выглядело самодурством – в условиях послевоенной экономики слабенькая «четвёрка» дала в итоге колоссальную экономию, позволила эксплуатировать «Победы» дешевле и оптимальнее.
Понравилась статья? Ставь лайк, подпишись на канал и обязательно напиши комментарий!