В статье о том, действительно ли в водоохраной зоне запрещен сброс сточных вод, я предметно и с цитатами из Водного Кодекса показал, что на самом деле такого запрета не существует (для интересующихся подробностями ссылка на статью будет в конце этой публикации).
На самом деле, Водный Кодекс запрещает нарушать водный баланс территорий, а это означает необходимость возвращать природные воды, добытые и использованные в границах территории, в том же месте, где они были добыты.
Иными словами, если владелец загородного дома, размещенного в водоохранной зоне, имеет питьевой колодец (или скважину), то ни о каком герметичном накопителе сточных вод, с их последующим вывозом на утилизацию за границы водоохранной зоны и речи нет.
Водный Кодекс специально оговаривает, что такое решение может быть лишь временной мерой до строительства очистных сооружений, обеспечивающих охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Что же это за сооружения, и о каком конкретно законодательстве идет речь?
Очевидно, что при сбросе сточных вод непосредственно в водоем необходимо применять нормы водного законодательства.
Это или так называемые "рыбохозяйственные нормативы" (самые жесткие), или общие требования к составу и свойствам воды водных объектов в контрольных створах и местах питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования, указанные в СанПиН 2.1.5.980-00.
Следует четко понимать, что это требования именно к качеству воды водоемов в контрольных створах, а не требования к сточным водам, хотя отечественные контролирующие органы долгие годы применяли, и продолжают применять эти нормы именно к сточным водам.
Эта неработоспособная система нормирования сбросов очищенных сточных вод, оторванная от реальных возможностей имеющихся технологий биологической очистки, закономерно не дала декларируемых природоохранными ведомствами результатов и уходит в прошлое.
В 2014 году было принято решение об изменении порядка нормирования работы канализационных очистных сооружений.
Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» определили основы перехода к экологическому нормированию на основе наилучших доступных технологий (НДТ).
15 декабря 2015 года приказом Росстандарта утвержден справочник ИТС 10–2015 «Очистка сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений, городских округов»:
К сожалению, этот справочник касается лишь централизованных систем водоотведения, в то время как сектор децентрализованного, автономного водоотведения продолжает находиться в правовом и нормативном вакууме.
Иными словами, нормативов качества очистки бытовых сточных вод для автономных систем канализации в России не существует.
Кстати сказать, в определенной мере это хорошо, поскольку сам принцип установления неких "природоохранных нормативов" качества сточных вод - глубоко ошибочен. Нормировать следует качество среды, а не качество сточных вод, для которых должны устанавливаться исключительно технологические показатели исходя из принципов НТД, что законодательно закреплено в Федеральном законе "Об охране окружающей среды".
Но увы, и здесь автономные системы канализации не упоминаются, в части 5 статьи 23 закона "Об охране окружающей среды" речь идет только о централизованных системах водоотведения поселений или городских округов.
К счастью, выход из этой, по меньшей мере странной ситуации, созданной усилиями отечественных природоохранных органов - существует.
Достаточно вспомнить о том, что все отечественные нормативы нормируют именно качество среды в контрольных створах, а не самих сточных вод.
При сбросе очищенных бытовых сточных вод в водоем нормируется качество воды в водоеме, при сбросе в грунт (или на грунт) - качество почв.
Выполнить нормативы качества почв ( ГН 2.1.7.2041-06 "Предельно допустимые концентрации /ПДК/ химических веществ в почве") позволяет стандарт национального объединения строителей СТО НОСТРОЙ 2.17.176-2015:
Если же контролирующие органы попытаются предъявить к сооружениям автономной канализации претензии, или оштрафовать их владельца, все эти претензии и штрафы вполне можно оспорить. Инструкция здесь.
Для тех, кому стандарт СТО НОСТРОЙ 2.17.176-2015 сложен для восприятия, рекомендую мою книгу-пособие:
В данной публикации использованы фрагменты статьи, написанной автором этого канала в соавторстве с Сергеем Залетовым и опубликованной в журнале Сантехника №4 за 2018 год. Полный текст статьи - по ссылке.
Читайте также:
- Действительно ли в водоохраной зоне запрещен сброс сточных вод?
- Зачем дачнику справочник ИТС 10-2015?
Всем удачи! Подписывайтесь, не забывайте, будет еще много интересного ))