Эффективность педагогики зависит от ряда переменных, которые включают задачу или цель преподавания. По этой причине не существует единого правильного подхода. Однако существует множество основанных на исследованиях теорий и принципов, которые способствуют пониманию того, что представляет собой эффективная педагогика.
К ним относятся, например, теория выбора Глассера, в которой утверждается, что для обеспечения эффективности педагогики необходимо учитывать потребности учащихся в обеспечении выживания, принадлежности, власти, развлечений и свободы, и долгосрочное исследование реформы школы Квинсленда (QSRLS), в котором определены 20 элементов эффективной педагогики. Эти элементы, называемые продуктивной педагогикой, относятся к четырем широким областям преподавания и обучения:
- интеллектуальное качество
- благоприятная учебная среда
- признание различий
- взаимосвязь
Продуктивная педагогика используется в качестве рефлексивного инструмента для обеспечения того, чтобы все учащиеся, независимо от их происхождения, участвовали в интеллектуально сложной и актуальной учебной программе в благоприятной среде.
Совсем недавно были проанализированы результаты 22 крупных исследовательских проектов, проведенных в школах Великобритании в рамках программы исследований в области преподавания и обучения, и было предложено 10 научно обоснованных принципов эффективной педагогики. Эти принципы, ориентированные на учащегося, заключаются в том, что эффективная педагогика:
- вооружает учащихся всем необходимым для жизни в самом широком смысле этого слова;
- использует ценные формы знаний;
- признает важность предыдущего опыта и обучения;
- определяет рамки обучения;
- обеспечивает соответствие оценки уровню обучения;
- поощряет активное участие учащегося;
- поощряет индивидуальные и социальные процессы и результаты;
- признает важность неформального обучения;
- зависит от обучения всех тех, кто поддерживает обучение других;
- и от их соответствующей политики в качестве основной поддержки.
Напротив, Мужи и Пирс проанализировали исследования, направленные на выявление девяти требований к педагогам, касающихся педагогики, сфокусированных на учителях. Они предполагают, что эффективная педагогика должна:
- уделять серьезное внимание мнениям учащихся;
- зависеть от поведения (действий учителей), знаний, понимания и убеждений (почему учителя поступают так, как они поступают);
- включать четкое понимание долгосрочных результатов обучения, а также краткосрочных целей;
- основываться на предыдущем обучении и опыте учащихся;
- включать поддержку обучения учащихся;
- включают целый ряд методов, включая классную и структурированную групповую работу, ориентированное обучение и индивидуальную деятельность;
- сосредоточены на развитии мышления и мета-познания более высокого порядка и для этого эффективно используют диалог и вопросы;
- внедряют оценку для обучения;
- являются инклюзивными и учитывают разнообразные потребности широкого круга учащихся, а также вопросы равенства учащихся.
Они использовали термин "воспитательная работа", а не "педагогика" для обозначения различных успешных педагогических практик, которые различаются в зависимости от возраста и предмета.