Исполнение нацпроектов в Нижегородской области на уровне 14 процентов за первое полугодие 2019 года и назначение нашего губернатора на пост сопредседателя рабочей группы по нацпроектам на когнитивном уровне противоречат друг другу.
Наверное, Глебу Никитину следовало разобраться с реализацией нацпроектов в области, и уже потом соглашаться на предложение курировать эту работу по всей России. Но, похоже, этот когнитивный диссонанс мало заботит наших чиновников – и региональных, и федеральных.
О том, что национальные проекты в целом по России буксуют, данных более чем достаточно. Многие экономисты полагают, что это не более чем перекачка денег из одних карманов в другие. По большому счету результаты нацпроектов не оправдывают связанных с ними затрат. К успехам в развитии образования, здравоохранения и так далее это не ведет.
Что говорить, если мы постоянно слышим, как то там, то здесь группа врачей в полном составе увольняется из медучрежденйи. Это явный показатель того, что со здравоохранением у нас проблемы.
Как человек, работающий в системе образования, могу сказать, что и в этой сфере проблем предостаточно. Чем больше внимания уделяют ей чиновники, тем она более бюрократизируется – становится больше чиновников, больше проверок, людей все чаще отрывают от их профессионального дела, заставляя заниматься заполнением бумаг. И это происходит не только в вузах – я слышал подобные истории от школьных завучей и директоров.
Попытки решить системные проблемы, спустив их на уровень нацпроектов, напоминают советскую практику. В Советском Союзе была такая болезнь – «починомания». Объявляли некий почин, тратили на него деньги, а о результатах как-то забывали сообщать. Думаю, с нацпроектами ситуация будет та же самая, поскольку социальная и экономическая эффективность их очень низкая.
Может ли она вырасти при Никитине, если он не навел порядок с нацпроектами в своем регионе? Нельзя назначать, скажем, на должность министра здравоохранения человека, в лечебном учреждении которого высокая, сравнительно с другими больницами, смертность. Надо исходить и принципов профессионализма и компетентности, о которых можно судить по результатам.
Должность Никитина – губернатор, и если Нижегородская область не является передовой по реализации нацпроектов, назначать его руководить этим направлением в общероссийском масштабе как-то нелогично.
Но решения у нас принимает президент, и у него, видимо, есть свои представления о нацпроектах и свои виды на Никитина. Но я не объясню вам логику этого решения.
В чиновничьей логике на взгляд со стороны есть иррациональное начало. Хотя, на самом деле, все просто – каждый чиновник принимает решения из интересов своего аппарата и себя лично. Это закон любого бюрократического сообщества. Корпоративные интересы еще никто не отменял.
Конечно, можно сказать, что Никитину выдали аванс в надежде, что он исправит положение дел в России. Но все-таки там, где власть прозрачна, можно понять, за какие заслуги человека продвигают наверх, а у нас достаточно того, что президент или премьер-министр ему по каким-то соображениям доверяют.
Сергей Кочеров