Зачастую, при выборе зимних шин мы обращаем внимание на размер, рисунок протектора, количество шипов, но не всегда задумываемся, а из чего сделана покрышка? На самом деле, как раз материал, из которого она произведена имеет первостепенное значение.
Можно полностью скопировать удачный рисунок протектора, но при этом покрышка, сделанная из другой резины, будет проигрывать в управляемости, торможении, а в итоге, в безопасности. Отличия можно заметить даже внутри одного бренда, когда, к примеру удачный рисунок передается во второй эшелон, как это происходит между Nokian Hakkapeliitta и Nokian Nordman. Удешевляя шину и упрощая смесь, ухудшаются и потребительские свойства.
От состава резиновой смеси шины зависят основные характеристики: сцепление с дорогой, долговечность, износостойкость и сезонность. У каждого производителя свой состав, свои разработки, которые хранятся в строжайшем секрете. Это наиболее закрытая информация по производству покрышек. Если основной рецепт, который содержит около 20 компонентов хорошо известен, то окончательная смесь может иметь уже от 40 до 80 уникальных добавок в различных пропорциях.
С первых дней изобретения процесса вулканизации шли настоящие шпионские страсти. Рецепт был украден, еще до того, как получен на него патент. Имя человека, который был первооткрывателем резины - Чарльз Гудьир (Charles Goodyear), не даром его имя носит известный шинный бренд. В начале 19 века мир захлестнула настоящая «каучуковая лихорадка». Открытие сока каучуковых деревьев подтолкнуло к развитию различных производств непромокаемой обуви и одежды, а также трубок, шлангов, прокладок и клапанов. Но товары не прижились на рынке, так как они быстро выходили из строя в холода или плавились в жару.
Тогда история резины могла и закончится, если бы за дело не взялся Чарльз Гудьир. Понимая, что убрать клейкость каучука можно сухим порошком, Гудьир начал экспериментировать с составами смеси. Про шины, он тогда даже не думал, его целью были набойки или подошвы для туфель. В течении нескольких лет он упорно искал нужный состав, успел открыть фабрику, разориться, посидеть в долговой яме, пока в 1839 году во время эксперимента со смесью каучука и серы при высокой температуре случайно не добился результата, который сейчас называют вулканизацией.
Но сам патент Чарльз Гудьир получил только в 1844 году, не зная, что на другой стороне океана, в Англии, точно такой же патент получил Томас Хенкок, сотрудник компании "Charles Macintosh & Company". В ходе длительного судебного разбирательства выяснилось, что Хэнкок начал свои эксперименты имея на руках образец вулканизированной резины Гудьира. Промышленная конкуренция уже тогда была очень высокой. Суд не смог определить настоящего автора технологии, и принял решение признать изобретателем вулканизации в США Гудьира, а в Великобритании Хэнкока.
С тех пор рецептура резиновой смеси усложнялась и дополнялась, а на смену натуральному каучуку пришли синтетические (бутадиен-стирольный, изопреновый, бутилкаучук и другие). Каучук обеспечивает такие параметры покрышек, как эластичность и мягкость, за счет чего достигается необходимый показатель сцепления шин с поверхностью дорожного покрытия. Следующим важным компонентом шинной смеси является технический углерод, или по-простому «сажа», которая обеспечивает соответствующий уровень прочности и устойчивости к износу резины. За счет сажи шины и имеют характерный черный цвет.
Далее в составе появляются кремниевой кислоты, повышающей показатели сцепления покрышки с влажным покрытием, смолы и масла обеспечивающие сохранение эластичности и регулирование мягкости, различные активаторы и ускорители вулканизации. Для регулирования твердости и износостойкости возможно добавление в резиновую смесь микрочастиц различных пород металла - цинка, никеля, свинца. Силика, которая используется, прежде всего, в производстве зимней автошины. Она лучше внедряется в соединения каучука и не вытесняется из смеси подобно саже. Черные следы на асфальте при торможении, это вытесненный из состава технический углерод.
Помимо прочего используется большое количество уникальных компонентов для предоставления тех или иных свойств. Каждый шинный производитель имеет свой набор секретов, который позволяет выделяться на фоне конкурентов. Одни делают упор на комфорт и мягкость, другие на длительный срок эксплуатации, третьи на сцепление и торможение.
Модный тренд последних лет, это натуральные наполнители. Их используют для снижения концентрации вредоносных веществ, попадающих в окружающую среду при эксплуатации покрышек. Используют кукурузный крахмал, еловые иголки, скорлупу орехов.
Производить шины могут многие, производить хорошие шины единицы. Создать колесо можно даже в полукустарных условиях, но будет ли они отвечать тем требованиям, которые к нему предъявляются? Переплачивая за бренд, мы платим не только за имя, но и за технологии, исследования и испытания, которые не могут позволить себе мелкие производители.
Рассмотрим для примера несколько технологий от ведущих брендов. Одна из интересных концепций, это Cryo Crystal от Nokian. Секрет заключается в использовании в резиновой смеси микроскопических и прочных как алмазы многогранных кристаллообразных частиц. Эти кристаллы напоминают встроенные шипы, так как они буквально вгрызаются в дорожную поверхность своими острыми и жесткими краями. Эти микрошипы работают даже тогда, когда основной протектор уже изношен, а значит надежное сцепление сохраниться даже при длительной эксплуатации.
У Nokian такой состав смеси в протекторе нешипованной шины Hakkapeliitta R2. А вот у Hakkapeliitta 8 для протектора применена аналогичная смесь на основе криосилана (Hakkapeliitta Cryo-silane Gen 2) с повышенным содержанием натурального каучука и натурального рапсового масла для сохранения эластичности при минусовых температурах.
Конкурент финских шинников, французский Michelin используют резиновую смесь Flex-Ice, которая содержит значительное количество силики. При соприкосновении с дорогой шина с протектором из Flex-Ice формирует микрорельеф, зеркально повторяющий поверхность, по которой движется автомобиль, благодаря чему заметно улучшается сцепление. Также Michelin использует термоактивную резиновую смесь, которая может менять свои характеристики в зависимости от температуры. Так, при теплой погоде внутренняя резиновая смесь шины Michelin X-Ice North остается достаточно мягкой, что позволяет шипам вдавливаться в протектор при использовании на асфальте. При понижении температуры жесткость термоактивной резиновой смеси возрастает, шипы получают очень твердое основание, что увеличивает силу прокола шипов и позволяет эффективно «вгрызаться» в лед.
Еще один признанный лидер в производстве шин Continental использует резиновая смесь с содержанием диоксида кремния, разработанная по новой технологии Cool Chili. Эластичные полимеры в составе резиновой смеси позволяют сохранять гибкость в любых зимних условиях.
Подводя итог, можно сказать. Покупая шины проверенного бренда премиум-класса мы выбираем не просто "черный бублик", а те технологии, которые в него вложил производитель. Все шины одинаковые, и в тоже время разные, но они единственное, что связывает автомобиль с дорогой небольшим пятном контакта. И от того, как надежна будет эта связь, зависят безопасность и здоровье всех участников движения.
Спасибо за лайки и подписку.
Использованы материалы: nokiantyres.ru, www.continental.ru, Евсеев А. pravda.ru