Я решил в одном посте собрать все данные о величинах напряжения в контактных сетях самого распространенного электротранспорта. Ведь, рано или поздно, этот вопрос возникает в голове любого человека.
Железнодорожный транспорт
Электровоз и электропоезд
Для питания электровозов и электропоездов (электричек) в РФ используется однопроводная воздушная контактная сеть (КС) двух родов тока: постоянного и переменного.
В системах постоянного тока применяется напряжение 3 кВ. Постоянный ток, относительно, низкого напряжения, в сравнении с переменным, гораздо менее выгодно передавать на значительные расстояния из-за больших потерь, которые необходимо компенсировать увеличением сечения контактного провода, а так же установкой большего количества тяговых подстанций, на меньшем расстоянии (20-25 км) друг от друга. Электрификация железных дорог на постоянном токе осуществлялась с 1913 года, а первый электровоз на переменном токе был построен только в 1938 г., поэтому, изначально, наибольшее развитие в стране получил постоянный ток.
В системах переменного тока используется напряжение 25 кВ с частотой 50 Гц. Использование переменного тока высокого напряжения наиболее экономично, т. к. его можно передавать на большие расстояния, поэтому тяговые подстанции устанавливают уже на расстоянии 40-60 км друг от друга. Минус переменного высокого напряжения в том, что оно наводит ток в близлежащих металлических конструкциях, а так же в цепях автоматики, поэтому необходимо применять защитные меры. Тяговая подстанция выдаёт 27.5 кВ, но из-за высокого индуктивного сопротивления между контактным проводом и рельсом, электровозы рассчитаны на напряжение 25 кВ.
Поезд метро
Для питания метропоездов применяют контактный рельс. Напряжение на тяговой подстанции 825-975 В постоянного тока. Из-за токовой нагрузки напряжение на контактном рельсе снижается до 550-600 В.
Городской электротранспорт
Трамвай
Трамвай получает питание от однопроводной воздушной контактной сети постоянного тока. Напряжение на шинах тяговой подстанции 600 В. Номинальным напряжением на контактном проводе считается 550 В. Интересно, что трамвайные тяговые подстанции запитаны от сетей общего назначения, поэтому ТП можно встретить рядом с понижающими подстанциями.
Троллейбус
На троллейбус напряжение подаётся через, т. н. троллеи, которые представляют из себя двухпроводную контактную сеть с поддерживающими конструкциями. Род питающего тока-постоянный с напряжением 600 В. Допускается падение напряжение на участках сети не выше 15 %. По факту, напряжение на троллеях около 550 В.
Московский монорельс
Московский монорельс имеет 6 станций, на каждой из которых расположены "пункты питания", аналог тяговой подстанции, и ещё один в депо. Напряжение доставляется по 2-м троллеям: плюсовому и минусовому, рядом с которыми проложен троллей заземления. Напряжение на троллеях 600 В постоянного тока.
Надеюсь, информация была исчерпывающей. Спасибо, хорошего вечера!
Если Вам понравилось, подпишитесь и поставьте лайк.