Найти тему
Shohzhahon Bazarbaev

Виды понимания

Для определения качества понимания можно выделить 3 вида понимания:

  1. Безобразное
  2. Образное
  3. Заобразное

Миллионы людей получают образование не в виде образов, а в виде текста. Нас заставляют учить сложные определения, которые мы не понимаем в виде образов (безОбразное понимание) или понимаем в виде ложных образов (безобрАзное понимание). Такое образование бесполезно и даже вредно.

Образное понимание, основанное на истинных образах, вносит ясность. К слову, использование мнемоники автоматически выводит человека на образное понимание. Однако энергия, затраченная на запоминание, может не окупиться. Поэтому мнемонист должен выходить на заобразное понимание, которое позволяет определить и осознать выгоду образов для организма.

Рассмотрим каждый вид понимания на примере чтения. 

Вы читаете данную статью, но понимаете ли вы, что такое чтение?

Безобразное понимание

Можно выделить несколько уровней безобразного понимания:

— 1 уровень

Спросим у случайного прохожего «Что такое чтение?»:

Чтение - это чтение. Когда вы читаете текст, вы занимаетесь чтением. Как этого можно не понимать?!

— 2 уровень

Википедия знает лучше:

Чтение — сложный когнитивный процесс декодирования символов, направленный на понимание текста;

Раз цель чтения заключается в понимании текста, вникнем в определения возникших понятий: когнитивные процессы, декодирование, понимание.

— 3 уровень:

Когнитивные процессы — психические процессы, выполняющие функцию рационального познания;

Декодирование — процесс предметного опознания, совершаемый индивидом на основе анализа исинтеза воспринятой информации;

Понимание — универсальная операция мышления, связанная с усвоением нового содержания, включением его в систему устоявшихся идей и представлений;

Понятнее не стало, т.к. приходится копаться в определениях вновь возникших понятий: познание, опознание, анализ, синтез, мышление.

— 4 уровень:

Познание — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира;

Опознание — выделение объекта из ряда предъявленных различных объектов и присвоение ему семантической категории;

Анализ — метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования;

Синтез — процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор;

Мышление — это познавательная деятельность человека, которая является опосредованным и обобщённым способом отражения действительности.

Если мышление - это познавательная деятельность, то познание и есть мышление. А опознание - это тоже познание. Анализ - тоже познание. Поэтому все определения 4-го уровня образовали замкнутый круг с выходом на 3-ий уровень, через понятие "Синтез", ведь оно ссылается на «понятие» (результат понимания). Происходит зацикливание рекурсии с блокированием попытки разобраться.

Кто-то не хочет, чтобы мы разобрались, наконец, что такое «чтение»? :)

Мы закапываемся всё новыми понятиями, но чем глубже уровень, тем больше он похож на уровень 1. Фактически, если упростить, как математическое выражение, все возникшие понятия в ходе углубления, мы приходим к такому определению чтения: чтение - это чтение. 

Как решить проблему?

Вспоминается цитата, которую позволю себе немного изменить:

Невозможно решить проблему на тех уровнях, на которых она возникла

И тут нам поможет определение «Понятия» :

Понятие - единство слова и образа;

Именно это понимание «понятия» выводит нас из дремучего леса к свету — на совершенно другие, образные уровни понимания.