Найти в Дзене

Автоматизированный метрополитен Санкт-Петербурга

Оглавление

В глазах россиян метро является наиболее выгодным общественным транспортом и для этого есть веские причины: метро полностью обособленно от других потоков транспорта и людей; имеет оптимальный, "чтобы не устать ждать" интервал; удобная высадка посадка и еще много смежных причин. Метрополитену Петербурга удалось выделится по-особому, именно здесь самые глубоко-заложенные (по альтитуде) тоннели, здесь применяли новаторские решения при строительстве, здесь одноразовый проезд 55 рублей и здесь впервые в мире построили станции закрытого типа, иначе станция типа "горизонтальный лифт".

В данной статье зайдет речь о возможности внедрения автоматизированных систем управления метросостава в Петербурге. Современные мировые метро-системы постепенно переходят на автоматизированные процессы, как это уже традиционно происходит с замещением человека на робота. И в сегодняшних реалиях, в России ведется разработка беспилотников по различным направлениям от частного беспилотного автомобиля с системой навигации от Яндекса, до автоматизации для трамвая "Витязь М", что-то уже эксплуатируют — это межтерминальное метро в Шереметьево (поезд-челнок), но все это происходит в Москве. С чего можно начать в Петербурге, ведь есть объективно удачные условия начать с метро.

Почему именно Невско-Василеостровская линия

Третья ветка метро идеальный вариант для тестирования и дальнейшего использования на постоянной основе и вот основные причины:

  • Обновленный состав вагонов, (самые старые составы выпущены не раньше 2013 года) на которые вполне реально установить оборудование для автоматического движения поезда. Имеются ввиду "Юбилейный" и "НеВа".
  • Из 12-ти станций 8 являются станциями закрытого типа (так называемый "горизонтальный лифт"). А Петербургское метро — это единственное метро в России, где эксплуатируют станции закрытого типа еще с начала 60-х годов прошлого века. Для четырех оставшихся, это: 1.Приморская, 2.Пролетарская, 3.Обухово и 4.Рыбацкое, — необходимо установить ограждения, как на новокрестовской, или сделать ограждение в половину меньше. Последнее будет полезно как для экономии денежных средств, так и для того, чтобы станции совсем не потеряли тот облик и ту задумку, которые в них вложил архитектор.
Изображенная схема выделенной Невско-Василеостровской ветки. Цифрами указаны станции, на которых отсутствуют двери
Изображенная схема выделенной Невско-Василеостровской ветки. Цифрами указаны станции, на которых отсутствуют двери

Эта пара пунктов способствуют тому, чтобы 3-я ветка метро была первой с беспилотными метропоездами в Петербурге и даже первой в России. Не зря ведь в планы строительства Новокрестовской и Беговой входили двери, отделяющие платформу от путей.

Автоматизированные линии метрополитена (АЛМ), при соблюдении нормативов будут безопасней ранее упомянутых беспилотных трамваев и личных автомобилей, но для установления норм необходимы испытания, которые удобно будет осуществлять в ночное время, или во время малых потоков людей, обеденное и после восьми вчера. Благодаря такому графику не будет излишних задержек, и возможно с этого и надо начинать. Безопасность перевозок пассажиров тоже не должна пострадать, для этого в кабине обязан присутствовать машинист или лаборант, который в случае различного рода обстоятельств может взять управление на себя.

Зарубежные аналоги в данном направлении

В мире достаточно много уже реализованных подобных проектов, у которых можно перенять опыт, здесь будут рассмотрены лишь пара из них.

Автоматизированные линии метрополитена Барселоны

В Барселонском метрополитене действует два оператора по обслуживанию всей сети метро. Transports Metropolitans de Barcelona обслуживает те самые АЛМ Барселоны, все началось в 2009-м году, когда запустили 9-ю и 10-ю линии, специально строящиеся под автоматизированные метропоезда. Позже переделали под это и 11-ю линию, которая больше ЛРТ, ранее это была обычная линия барселонского метро с машинистом.

9/10 линия считается самой глубокой (до 90м) и самой протяженной (47,8 км) автоматизированной линией в Европе.

Что интересного в барселонском метрополитене, в неторопливой южной стране считается использование эскалаторов на станциях глубокого заложения нецелесообразным!

Не менее 36 станций из 52 являются станциями глубокого заложения и находятся на глубине до 90 м. Использование эскалаторов для спуска на столь глубокие станции признано нерациональным. Вместо эскалаторов установлены скоростные лифты большой вместимости, не менее 6 на каждой станции, все они встроены в единый шахтный ствол диаметром 28 м. Часть пассажирских платформ расположены в тоннеле диаметром 12 м одна над другой. Для экстренных ситуаций построены лестничные марши.

Ранее петербургские метростроевцы имели удовольствие познакомится со строительством и прокладки тоннелей на линии L9.

На сегодняшний день проект автоматического метрополитена Барселоны без машиниста являются эталоном в Европе как с точки зрения использования передовых технологий управления и контроля движения поездов, так и инновационной архитектуры станций и инновационного управления.

Сингапурский метрополитен

Сингапурский метрополитен берет свое начало с четвертого квартала 1987-го года. На 2020-й имеет протяженность ~204 км, а самые глубокие станции заложены на 45 м., количество линий, включая ЛРТ — 6. Начало АЛМ Сингапура берут в июне 2003 года, когда открыли линию North East Line, длиной 20 км с 16 станциями. Так началась история автоматизированного метро Сингапура. Где управление поездами на линии осуществляется через компьютерные системы, а не машинистом. Используемые метропоезда французкие Alstom и японские Kawasaki.

Двери-экраны, расположенные на перронах, выполняют функцию защитного ограждения и предотвращают утечку прохладного воздуха в тоннель, поддерживая комфортную температуру на платформах. Также проектировщики провели в свое время исследование, говорящие о том, что строительство островных перронов более перспективный вариант с точки зрения эксплуатации и технического обслуживания — отпадает необходимость строительства дополнительных эскалаторов и лестниц. [источник]

Двери-экраны метрополитена Сингапура
Двери-экраны метрополитена Сингапура

По итогу

Автоматизирование составов метрополитена неизбежно, и об этом нам говорит решение проектировщиков беговой и новокрестовской, но информации о решении по переводу зеленной линии на автоматизацию в общедоступных источниках нет.

Перевод на беспилотные составы поможет сократить расходы на машинистов, дополнительно оправдает затею со станциями закрытого типа, увеличит вместительность пассажиров и главное, позволит ощутить все прелести обзора машиниста, если конечно кабины будут демонтированы.

По безопасности данные системы не должны уступать нынешним и даже больше, ведь это поможет исключить опасную для здоровья профессию машиниста и уменьшит непредвиденные случаи, по которым другой человек может оказаться на путях и сбит.