Найти тему

АВТОКРАН ИЛИ КМУ

Что выбрать?

Для подъема и перемещения грузов весом до 10 тонн используют как автокраны, так и грузовики с краноманипуляторной установкой, гидравлической или тросовой. И даже когда речь идет о работе с весами до 25 тонн, конкуренция между этими видами спецтехники еще сохраняется. Что же на самом деле целесообразнее приобретать: автомобиль с КМУ или все-таки автокран?

Если требуется поднять, опустить или переместить груз, минуя препятствие, пожалуй, первое, что приходит в голову человеку, даже далекому от спецтехники, это именно автокран. Техника на автомобильном шасси, оборудованная мощной крановой гидравлической установкой с поворотным механизмом и отдельной кабиной для оператора имеет стрелу длиной до тридцати метров и более и способна работать с грузами массой от десяти до пятидесяти тонн (а некоторые модели и с большей — вплоть до ста тонн). К месту работ большинство этих машин доберется оперативно, хоть по шоссе и городским улицам, хоть по бездорожью. Так, к примеру, Liebherr LTM 1050 3.1, самый младший в семействе автокранов с телескопической стрелой этого именитого европейского производителя, развивает скорость до 85 километров в час (заметим: перевозя на себе удлинитель размером 9—16 метров и основную часть балласта), за что его относят к подвиду «кранов-такси». Трехосный, имеющий функцию активного управления вторым и третьим ведущими мостами, LTM 1050 3.1 приезжает на стройплощадку фактически любого размера в полной готовности к работе и способен приступить к ней немедленно по прибытии. Грузоподъемность этого крана — 50 тонн, длина телескопической стрелы — от 11,3 до 38 метров, что делает его надежным помощником в строительстве самых разных объектов. Разумеется, при наличии квалифицированного оператора, который помимо выполнения основных операций по подъему/опусканию грузов должен внимательно следить за устойчивостью техники во время работы.

Однако при всех своих достоинствах даже лучший автокран не рассчитан на то, чтобы привезти или увезти груз, с которым он работает, будь то стройплощадка или погрузочно-разгрузочные операции. Для этой цели потребуется отдельный грузовой автомобиль. Каким бы экономичным в работе ни был автокран, расходов компании на вторую единицу техники он не покроет. И в этом, пожалуй, главное ограничение спецтехники этого типа — если, конечно, не считать цены покупки: современные автокраны, чья конструкция буквально начинена инновационными конструктивными решениями и системами безопасности, а также отдельной крепкой и комфортабельной кабиной оператора с круговым остеклением, стоят немало.

Существует ли сравнительно недорогая альтернатива автокрану? В том, что касается многоэтажного строительства, — пожалуй, нет (стационарные краны не в счет: речь у нас именно о самоходной технике). Если же говорить о работе на меньшей высоте, то вариантом альтернативного решения здесь может выступать  автомобиль с краноманипуляторной установкой. Это грузовик с усиленным шасси и гидросистемой для подключения установок, в том числе упомянутой КМУ, она же — краноманипулятор. Вариантов монтажа этой установки множество. Ее располагают непосредственно за кабиной водителя, в кузове автомобиля или за его периметром — и даже на раме седельного тягача, имеющего полуприцеп.

Большинство КМУ, которые эксплуатируются в России и соседних странах, имеют грузоподъемность до 8 (реже — до 10) тонн в радиусе двух-трех метров и одной тонны при вылете стрелы 10—12 метров. Как и автокран, работает это оборудование, опираясь на выдвижные или раскладные опоры — аутригеры. В отличие от автокрана грузовик с КМУ способен сам загрузить груз в кузов, привезти его на место и выгрузить — чтобы проделать это, второго автомобиля не требуется. Пусть для машины с КМУ остаются недосягаемыми высоты в десятки метров и слишком тяжелы грузы в десятки тонн, однако она более мобильна при дефиците пространства на рабочей площадке — в частности, техника, оснащенная КМУ, легко заменит автокран при малоэтажном строительстве, ведущемся даже в плотно застроенном центре города.

Иногда среди достоинств грузовика с КМУ называют его собственный небольшой вес. Это и так, и не так, ведь краноманипуляторы устанавливают не только на малые и средние, но и на полноразмерные грузовики — например, производства «КАМАЗ». А вот снять одну КМУ и поставить вместо нее другую, более соответствующую текущим производственным задачам, можно довольно быстро. В случае с автокраном подобные манипуляции просто немыслимы, ведь его шасси подобрано под крановое оборудование совершенно определенного типа.

Напомним, краноманипуляторные установки (о них на страницах нашего журнала мы не раз писали) принято подразделять на два типа — тросовый и гидравлический. Тросовые краноманипуляторы (в просторечии «воровайки») считаются классикой КМУ. Их отличительная особенность — больший, чем у гидравлических КМУ, вылет стрелы, а соответственно, и более широкая рабочая зона, причем как по горизонтали, так и по вертикали. Тросовые КМУ способны очень точно позиционировать груз, ведь под действием силы земного притяжения он перемещается строго вертикально, какое бы то ни было горизонтальное смещение при этом просто невозможно. Тросовые краноманипуляторы отлично подадут груз за площадку, располагающуюся за забором. Другая их важная особенность — это способность выполнять операции с грузами, находящимися ниже уровня земли: в колодцах, траншеях, карьерах и так далее, глубина при этом определяется длиной стального троса, на конце которого крепится крюк или другое захватное устройство. Стоя на мосту, автомобиль, оборудованный манипулятором тросового типа, легко поднимает и опускает грузы на площадку, находящуюся на много метров ниже. Однако для КМУ этого типа существуют и ограничения: работать на них довольно некомфортно и даже опасно, если сверху имеются препятствия — например, в виде линии электропередач, которую можно задеть стрелой.

Пожалуй, самая популярная в России на сей день отечественная краноманипуляторная установка тросового типа — это КМУ-150 «ГАЛИЧАНИН», которую монтируют на грузовые автомобили разной грузоподъемности, работающие в различных сферах человеческой жизнедеятельности — от строительства до агропромышленного комплекса. Подробное описание свойств и характеристик этой установки мы помещали в статье, посвященной последней выставке YugBuild, поэтому сейчас ограничимся напоминанием лишь о ее основных параметрах. Максимальная грузоподъемность КМУ-150 «ГАЛИЧАНИН» с телескопической стрелой составляет 7 тонн, предельно возможный вылет стрелы — 19 метров, грузовой момент — 15 тм. Разработка галичского автокранового завода представляет собой краноманипулятор с поворотом колонны вокруг своей оси с сохранением в любой точке поворота всех своих грузовысотных характеристик. При возникновении необходимости «ГАЛИЧАНИН» легко превращается в автогидроподъемник с высотой подъема рабочей платформы до 24 метров либо же в буровую установку с глубиной бурения до 8 метров и диаметром скважины до 450 миллиметров. Таким образом, принцип универсальности, свойственный технике с краноманипуляторными установками в большей или меньшей степени, создателями КМУ-150 реализован максимально.

Краноманипуляторная установка гидравлического типа (на профессиональном сленге — «окорочок») в классической компоновке имеет крюковую бестросовую подвеску: захватное устройство крепится к концу ее стрелы с помощью мощной серьги. Сфера применения таких установок весьма широка: вместо крюка к стреле можно подсоединить грейфер, челюстной захват, ковш или другие грузозахватные приспособления — либо же навесное оборудование иного типа — например, ямобур. При работе с грузами гидравлические КМУ менее инерционны — ведь у них отсутствует трос и груз на стреле не раскачивается. Скорость работы такой КМУ выше, чем у тросовой, однако установке гидравлического типа резкое перемещение стрелы противопоказано — ее рывки передаются на груз, что может серьезно повредить оборудование. В транспортном положении стрела гидравлической КМУ компактно складывается за кабиной автомобиля — и, хотя весит такой манипулятор несколько больше, чем тросовый, благодаря этой своей способности он меньше нагружает передний мост базового шасси.

Многосекционная стрела гидравлической КМУ имеет шарнирное крепление, что обеспечивает установке этого типа впечатляющую маневренность в перемещении грузов. Такая установка может не просто подать стройматериалы на третий или четвертый этаж строящегося дома, но даже позиционировать их несколько в глубине.

Большой ассортимент гидроманипуляторов коленчатого типа выпускает на своих заводах, расположенных как в России, так и за рубежом, компания PALFINGER. Одна из моделей КМУ, выпускаемых в нашей стране, — ОМТ-120М с Z-образной схемой складывания. Предназначена эта КМУ для механизации погрузо-разгрузочных работ, включая погрузку и выгрузку металлолома. В качестве базового шасси для гидроманипулятора используются полноразмерные грузовики марок КАМАЗ, МАЗ, «Урал», КрАЗ. Интересно отметить, что манипулятор ОМТ-120М также может использоваться и также стационарно.

Учитывая основную специализацию этой модели, в качестве навесного оборудования для ОМТ-120М чаще всего используются  шестилепестковые грейферы ГЛ-1, ГЛ-2 и крюковая подвеска КМ-70.22, что позволяет осуществлять работу не только с металлическим ломом, но и со штучными и затаренными грузами. Удобство погрузки обеспечивается наличием у этой модели КМУ полноповоротного ротатора.

Как отмечает компания-производитель, гидроманипулятор ОМТ-120М способен работать в широком диапазоне температур окружающей среды — от –40° С до +40° С.

Краноманипуляторная установка ОМТ-120М рассчитана на максимальный вылет стрелы 8,5 метра и грузоподъемность на минимальном вылете 3060 килограммов (на максимальном — 1440 килограммов). Масса манипулятора без захвата с ротатором — 2500 килограммов.

И все же современные краноманипуляторные установки в большинстве своем пока далеки от тех показателей грузоподъемности и длины стрелы, которые  демонстрируют автокраны. Производители КМУ создают все новые модели, стараясь увеличить показатели двух этих важнейших для подъемной техники характеристик. Стоят такие установки значительно дороже, но и возможности их выше, чем у стандартных краноманипуляторов. Примером техники этог типа могут служить КМУ производства голландской компании HYVA CRANE, выпускающей гидравлические манипуляторы как Z- (с одним цилиндром), так и L-образной (с двумя цилиндрами) формы. При этом, отмечает компания-производитель, ее техника «представляет собой компромисс между грузоподъемностью, качеством и ценой устройства» — и такое утверждение соответствует действительности. Тяжелая серия КМУ HYVA включает в себя краноманипуляторы, по своей грузоподъемности сопоставимые с автокранами 15—20 тонн и при этом доступные по своей цене. Даже младшая в серии модель HYVA HBR 450 при своих компактных размерах демонстрирует мощь в сочетании со впечатляющим вылетом стрелы. Максимальный вылет у этой КМУ составляет 11,5 метра, а предельно возможная грузоподъемность — 10 500 килограммов. Из навесного оборудования, с которым способна работать краноманипуляторная установка, назовем лишь некоторые виды: это гидробур, грейферы и лебедка. Установка последней превращает HBR 450 в КМУ смешанного типа, способную, подобно тросовым установкам, работать ниже уровня земли. При необходимости к установке можно добавить три механические секции стрелы, что увеличит длину последней до 17,5 метра.

Как и другие модели гидроманипуляторов этой марки, конструкция  HYVA HBR 450 включает в себя блок контроля работы всех функций крана, устройство компенсации скорости выдвижения стрелы, механизм плавного опускания груза, механизм управления подъемом, увеличивающий мощность установки на 10%, ряд других конструктивных решений и, конечно же, дистанционное радиоуправление, благодаря которому оператор может управлять работой манипулятора из удобной ему точки на площадке.

В стандартной комплектации HBR 450 оборудована опорными стойками с обеих сторон автомобиля, что гарантирует максимальную стабильность работы и, кроме того, защищает элементы подвески и раму. Опорные стойки приспускаются с помощью гидравлических цилиндров. Благодаря установке дополнительной опции — поворотные опорные стабилизаторы — дорожный просвет базового автомобиля при этом не будет ограничен.

Высокая для своего класса грузоподъемность позволяет использовать модель HBR 450 для перевозки мини-погрузчиков, генераторов и другого негабаритного оборудования, а длинная стрела открывает для автомобиля с такой КМУ серьезные перспективы в строительстве.

Конечно, HYVA CRANE — не единственная компания-производитель в мире, выпускающая краноманипуляторные установки, способные соперничать с автокранами хотя бы начального уровня грузоподъемности и высоты подъема. Однако ее продукция официально представлена в России и имеет приемлемую для своих характеристик стоимость.

В целом же автомобили с краноманипулятором едва ли когда-то заменять более специализированные автокраны. Впрочем, это их производителям по большому счету и не нужно. Преимущество автомобилей с краноманипулятором, как уже было сказано, совсем в другом. Сочетая в себе качества подъемного оборудования и грузовика, они находят гораздо больше возможностей для применения в самых разных сферах деятельности, потому и количество проданных единиц машин с КМУ в абсолютном выражении всегда будет выше, чем число проданных автокранов.

Источник: https://proteh.org/