Найти тему
Кволити Моторс

Виды и периодичность технического обслуживания автомобиля

Оглавление

Любой современный автомобиль оснащен большим количеством агрегатов и механизмов, которые обеспечивают комфорт и безопасность передвижения. Как и в случае с другими сложными системами, их элементы подвержены процессу естественного износа. Так как все компоненты транспортного средства взаимосвязаны, выход из строя одного из них не позволит эксплуатировать машину в штатном режиме. По этой причине необходимо поддерживать рабочее состояние узлов, выполняя их регламентное обслуживание. Отметим, что интервал осуществления тех или иных работ зависит от конкретного агрегата. Следовательно, все производители указывают регламентные сроки проведения тех или иных мероприятий. Однако стоит понимать, что сказывается на состоянии элементов и манера эксплуатации автомобиля, и внешние условия. Для того чтобы продлить жизненный цикл систем необходимо учитывать все эти факторы.

Какие запчасти и расходники выбрать?

Сегодня на рынке представлено большое количество продукции от различных производителей. В этой связи цена на одну и ту же запчасть может очень существенно разнится. Но, в сухом остатке, все эти детали делятся на две группы – оригинал и аналог.

Оригинальные элементы сами автоконцерны не производят. Современная автомобильная промышленность диктует свои правила игры, поэтому компании стараются сокращать расходы, сертифицируя ту или иную продукцию, выпускаемую сторонними производителями. В этой связи на самих деталях, упакованных в оригинальные коробки, Вы можете встретить маркировку собственного бренда. Такая ситуация не должна пугать, поскольку дело не только маркетинге. Детали производства этих компаний устанавливаются на заводах, поскольку именно они были использованы при конструировании агрегатов. Также эти элементы и механизмы проходят тестирование, и в случае выявления неполадок поставщика меняют. То есть, речь идет о деталях, которые лучшим образом подходят для использования в агрегате конкретной модели.

Аналоги не стоит путать с подделками. Эти детали выпускаются компаниями под своим брендом и не преследуют цель Вас обмануть. Однако сегодня существует большое количество производителей, и далеко не каждый из них может предложить продукцию близкую по качеству к оригиналу. В этой связи, конечно, существенно может отличаться и цена предлагаемых деталей. Оптимальным выбором в таком случае будут известные бренды, которые успели зарекомендовать себя среди профессионалов и простых автомобилистов. Отметим, что таких компании не очень много, а стоимость их продукции ненамного ниже оригинала. Если Вы не имеете опыта в подборе таких компонентов, правильным решением будет обратиться за консультацией к специалистам.

Что проверяют при прохождении технического обслуживания?

В процессе осуществления ТО автомобиля проводят не только замену элементов и жидкостей, но и регламентную проверку узлов. Это важный этап, поскольку он позволяет выявить критический уровень износа деталей и запланировать их замену. Также важно проверить и уровень технических жидкостей. Снижение их объема приведет к неправильной работе систем, а иногда и вовсе грозит стать причиной серьезных неисправностей.

Что важно проверить при ТО:

  • Наличие утечек рабочих жидкостей
  • Объем антифриза
  • Объем тормозной жидкости
  • Состояние тормозных колодок и дисков
  • Наличие неравномерного износа резины
  • Течи амортизаторов и их работу
  • Состояние сайлентблоков
  • Отсутствие люфтов рулевых тяг и наконечников
  • Отсутствие люфта стоек стабилизатора
  • Состояние приводных ремней и роликов
-2

Замена масла и масляного фильтра ДВС

Замена масла ДВС – это базовая операция, которая проводится чаще остальных. Двигатель является наиболее нагруженным агрегатом, поэтому для предотвращения быстрого износа металлических подвижных элементов требуется специальный смазочный состав, который бы защищал детали. Такие жидкости подбираются производителем для каждой силовой установки. Обычно концерны допускают использование 1-2 составов, близких по характеристикам. Также для каждого ДВС предусмотрен необходимый объем смазки. Чаще всего он варьируется в диапазоне от 4 до 8 литров.

-3

Однако полностью исключить износ элементов невозможно, поэтому мелкие частицы, отделяющиеся от подвижных деталей, попадают в масло, загрязняя его. Также негативным образом воздействует на масло и температура. Все это приводит к тому, что материал теряет защитные свойства и перестает выполнять свои функции. Следовательно, его требуется периодически обновлять. Зачастую производители указывают регламентный интервал замены в 15.000 километров. Однако эта цифра для наших условий эксплуатации некорректна. Дело в том, что ДВС часто работает тогда, когда автомобиль находится без движения или движется очень медленно (например, в пробках). Следовательно, нередко при 2-3 часах полноценной работы мотора удается проехать 10-20 километров пути. В этой связи правильнее рассчитывать не пробег, а моточасы. Однако это весьма обременительно, поэтому проще сократить регламентный интервал вдвое – до 8-10 тысяч пройденных километров.

Вместе со смазочным материалом необходимо заменить и фильтрующий элемент. Пропуская через себя масло, он задерживает мелкие продукты износа, не позволяя им оседать в каналах и вредить подвижным деталям двигателя. Отметим, что отдельная замена не имеет никакого смысла: новый смазочный состав, проходя через старый фильтр, незамедлительно загрязнится. То же произойдет и с новым фильтром, через который будет проходить старое масло. Чаще всего техцентры, указывая стоимость обновления масла, включают в нее и работу по замене фильтра.

Замена фильтров

Помимо уже упомянутого масляного фильтра при регламентном ТО автомобиля следует заменить и воздушный. Этот элемент препятствует попаданию пыли и посторонних частиц в двигатель через впускной тракт. В отечественных реалиях этот фильтр не способен должным образом выполнять свои функции дольше, чем те же 8-10 тысяч километров. Отметим, что многие официальные дилеры, руководствуясь международными регламентами, выпускаемыми автоконцернами, рекомендуют замену воздушного фильтра при осуществлении каждого второго ТО. Однако подобная практика приводит к негативным последствиям. Отметим, что забитый воздушный фильтр имеет сниженную пропускную способность, в связи с чем возможны трудности с запуском ДВС и его нестабильная работа.

Также в системе современных автомобилей предусмотрен салонный фильтр. Она позволяет очищать воздушный поток, который поступает в кабину автомобиля. Конечно, состояние этого фильтра не влияет на работоспособность узлов, однако способно сказываться на комфорте передвижения водителя и пассажиров. Например, засорившийся фильтр может стать причиной неприятного запаха в салоне. Поэтому рекомендуется менять и его при каждом ТО, особенно, если автомобиль эксплуатируется в мегаполисе. Отметим, что помимо обычных элементов также существуют угольные, которые препятствуют развитию вредоносных бактерий.

-4

В системе подачи топлива присутствует отдельный фильтр, который позволяет не допустить попадание посторонних частиц к системе впрыска. Он может располагаться в баке или в магистрали. Такой элемент имеет более продолжительный срок службы – обычно он составляет около 30-40 тысяч километров пробега. Конечно, этот интервал актуален только при условии использования качественного горючего. Забившийся топливный фильтр может сказываться на стабильности работы ДВС.

Есть свой фильтр и в автоматической коробке передач. Этот элемент собирает продукты износа, не позволяя им негативным образом влиять на работу АКПП. Нередко производители утверждают, что агрегат вовсе не нуждается в обслуживании, однако подобная информация неактуальна для автомобилей, который эксплуатируются в России. Следовательно, рабочий материал КПП и фильтр вместе с ним необходимо менять каждые 40-50 тысяч километров пробега, иначе неминуемо возникновение проблем в работе системы.

Замена цепи/ремня ГРМ

Газораспределительный механизм отвечает за впуск воздуха и отвод отработанных газов из камеры сгорания. Но так как клапаны не способны открываться сами по себе, в действие их приводят распределительные валы (современные ДВС имеют две таких вала – впускной и выпускной). Они же, в свою очередь, получают усилие, передаваемое коленчатым валом. Ввиду конструктивных особенностей связь этих элементов не может быть непосредственной. Для передачи энергии в системе используются либо ремни, либо цепи (однако в некоторых моторах встречается их сочетание). Также в системе присутствуют ролики (если используется ремень) или звезды (если применяется цепь).

ГРМ работает постоянно после запуска мотора. Следовательно, на элементы механизма ложится серьезная нагрузка, которая приводит к естественному износу деталей. При исчерпании своего ресурса ремень обрывается, а цепь растягивается и перескакивает через зубья звезды. Вследствие такой ситуации очень вероятен удар поршней об открытые клапаны, что приведет к загибу последних. Исправить ситуацию сможет только капитальный ремонт ДВС.

-5

Регламентный интервал замены приводных элементов ГРМ зависит от конструктивных особенностей конкретного мотора. В среднем ремень выхаживает 80-90 тысяч километров, а цепь – 130-150. Однако нередки случаи, когда замена ремня требуется уже к 60 тысячам, а ресурс цепи достигает 200. Определить состояние ремня можно по следам износа материала, а растянутая цепь проявляет себя посторонними звуками при работе мотора. Отметим, что замена всегда проводится комплектом. Ремень меняется вместе с роликами, а цепь – с натяжителем и успокоителем (однако нередко высокий уровень износа имеют и звезды).

Замена свечей

И бензиновые, и дизельные моторы оснащаются свечами. Однако их назначение несколько разнится. В первом случае элемент вырабатывает искру, которая позволяет воспламеняться топливно-воздушной смеси в цилиндре. Во втором же свечи лишь прогревают камеру сгорания, упрощая воспламенение. В этой связи срок службы свечей зажигания существенно короче. Отметим, что на их состоянии сказывается качество используемого горючего – в результате регулярного посещения безымянных АЗС на свечах быстро образуется нагар. В среднем замену необходимо проводить каждые 30-40 тысяч километров пробега. Свечи накаливания служат намного дальше – 70-100 тысяч километров. Однако стоит заметить, что после длительной эксплуатации дизельного ДВС без замены свечей они нередко прикипают к посадочным местам и ломаются при попытке демонтажа. В этом случае потребуется очень дорогостоящий ремонт.

-6

Выход из строя свечей зажигания проявляются пропусками, нестабильной работой, трудным запуском ДВС. Также нередко встречается так называемое «троение мотора». Пришедшие в негодность свечи накаливания дадут о себе знать затруднениями при запуске ДВС. Особенно явно такая проблема проявляется при отрицательных температурах.

Замена масла в АКПП

Состав, заправленные в автоматическую коробку передач, выполняет две важных функции. Во-первых, он участвует в передачи крутящего момента от ДВС, а также позволяет смещать фрикционы при переключении передач. Во-вторых, материал имеет смазочные свойства, что помогает защитить подвижные элементы от ускоренного износа. Однако трение деталей не проходит бесследно, как и высокие температурные нагрузки. В этой связи трансмиссионная жидкость смешивается с продуктами износа, которые способны засорить насос, каналы и соленоиды, что приведет к серьезным неполадкам в работе системы.

-7

Некоторые концерны утверждают, что заправленная жидкость рассчитана на весь срок службы АКПП, однако это утверждение не актуально для автомобилей, которые эксплуатируются в условиях большого города с его постоянными пробками. Чтобы продлить жизнь автоматической коробке передач, необходимо проводить замену материала каждые 40-50 тысяч пробега. Также нужно обновить фильтрующий элемент и прокладку поддона. Оптимальным решением будет использовать оригинальный состав и расходники.

Замена приводных ремней

Усилие, которое вырабатывает двигатель, уходит в трансмиссию не в полном объеме. Частично оно используется для работы навесного оборудования. Например, благодаря этой энергии работает генератор, помпа, кондиционер, насос гидроусилителя руля. Однако обеспечить прямую связь коленвала с этими устройствами невозможно, в связи с чем используются приводные ремни, передающие усилие. Также в системе присутствуют ролики, которые делятся на два типа – приводные и паразитные (обводные). Так как эти элементы находятся под постоянной нагрузкой, они подвергаются естественному износу, который постепенно выводит их из строя.

-8

Конечно, даже в случае обрыва ремня катастрофических последствий удастся избежать. Однако, например, неработающий генератор очень быстро приведет к разрядке АКБ и, соответственно, невозможности автомобилю функционировать в штатном режиме. Поэтому за состоянием этих элементов необходимо следить и проводить своевременную замену. В среднем ремень способен отходить 50-80 тысяч километров. Отметим, что замену необходимо проводить вместе с роликами, поскольку они имеют примерно схожий ресурс.

Замена тормозных колодок/дисков

Даже не самому опытному автомобилисту известно, что тормозная система – это один из важнейших узлов транспортного средства. Именно от его состояния во многом зависит безопасность передвижения. Так как вращение колеса замедляется ввиду трения колодок о тормозной диск, нетрудно догадаться, что такой процесс приводит к естественному износу элементов. Большая выработка становится причиной снижения эффективность торможения, в связи с чем растет вероятность возникновения аварийной ситуации.

-9

Многие современные модели оснащены датчиками износа колодок, которые сигнализируют о небольшом остаточном ресурсе элементов. Некоторые колодки имеют в составе специальные вкрапления, которые указывают на критический уровень износа сильным скрипом. Но определить состояние деталей можно и визуально – по толщине рабочего слоя. Состояние дисков также оценивается и тактильно – по углублению рабочей поверхности относительно края элемента. Обычно колодки выдерживают 20-30 тысяч километров, а диски 60-80 тысяч. Конечно, многое зависит от манеры эксплуатации и выбранных деталей.

Замена технических жидкостей

Помимо масла в ДВС, а также рабочего материала в АКПП, в системах автомобиля присутствуют и другие важные составы. Например, к ним относится тормозная жидкость, жидкость ГУР, антифриз, масло в МКПП, раздаточной коробке и редукторах, а также фреон в кондиционере. Все они требуют периодического обновления. Рабочий материал тормозной системы необходимо менять каждые 2 года, как жидкость гидроусилителя и антифриз. Масло в МКПП – раз в 60-80 тысяч пробега, в редукторе и раздатке – каждые 50-60 тысяч. Фреон склонен испаряться из системы, поэтому его заправляют по мере необходимости.

-10

Игнорирование подобных операций может иметь очень серьезные негативные последствия. Например, тормозная жидкость гигроскопична, в связи с чем высокий процент содержания воды в составе приведет к ее закипанию и резкому снижению эффективности работы системы. Антифриз со временем теряет свои свойства, что негативным образом скажется на работе системы охлаждения.

Сезонное техническое обслуживание

Изменение среднесуточной температуры, безусловно, корректирует поведение водителя, требуя от него выполнения определенных операций. Это позволит быть во всеоружии при наступлении холодов или потепления. Отметим, что при подготовке к зиме промедление гораздо опаснее, поскольку оно способно повлечь за собой очень большие неприятности. Приведет пример операций, входящих в состав сезонного технического обслуживания автомобиля.

  • Замена шин
  • Регулировка сход-развала
  • Проверка АКБ
  • Проверка генератора
  • Осмотр состояния пыльников, прокладок и сальников
  • Проверка уровня технических жидкостей
  • Диагностика подвески

Можно ли сэкономить?

Экономия на техническом обслуживании автомобиля может иметь два типа негативных последствий. В первом случае речь идет о неполадках, которые проявляются очень быстро. Например, некачественные тормозные диски склонны к перегреву и деформации, что вызовет биение руля при торможении и потребует замены элементов. Такая ситуация может сложиться уже после нескольких тысяч километров пробега. Во втором последствия проявятся в долгосрочной перспективе. Например, использование дешевого или не подходящего по свойствам моторного масла придет к появлению проблем, которые станут очевидны через несколько десятков тысяч километров. Поэтому допустимо разве что рассмотреть варианты приобретения не оригинала, а достойных аналогов от ведущих брендов.

Схожая ситуация и с выбором техцентра. Поручать проведение ТО автомобиля кому попало не следует. Даже при выполнении базовых операций возможны ошибки, которые приведут к невозможности штатного функционирования систем. К тому же недобросовестные сервисмены нередко попросту обманывают клиента, выдавая дешевые аналоги за дорогостоящий оригинал. В этой связи, конечно, не обязательно обращаться только к официалам – вполне подойдут и крупные техцентры, успевшие зарекомендовать себя.

Куда обратиться?

В связи с обилием техцентров в Москве выбрать настоящих профессионалов не так просто. Чтобы не сомневаться в качестве предоставляемых услуг рекомендуем обратиться к специалистам сети автосервисов «Кволити Моторс». Здесь опытные мастера способны решать самые сложные задачи в кратчайшие сроки. Также СТО оснащены передовым оборудованием, которое позволяет проводить самый сложный ремонт с гарантией качества. Помимо всего прочего, нужные расходники, технические жидкости и запчасти Вы сможете приобрести на месте, что позволит сэкономить свое время.

-11