Чрезмерный рог изобилия, характерный для XXI века, может привести некоторых к выводу, что материализм является относительно недавним явлением в человеческом опыте. Однако в любой исторический век и в любом уголке мира философы и религиозные лидеры, экономисты и политики, драматурги и романисты определяли материализм, жадность и финансовые корыстные интересы как основные характеристики человека.
Многие осуждают ориентацию на деньги и имущество в жизни, утверждая, что материалистический взгляд подрывает глубокую духовность, удовлетворяет отношения, что делает жизнь достойной жизни. Другие, напротив, полагают, что экономические и социальные системы, поощряющие именно это человеческое желание, являются наиболее перспективными для максимизации материальных благ.
Системы ценностей и целей
Большинство исследователей согласились с тем, что любая конкретная ценность является частью более широкой, динамичной системы. Если материализм является ценностью, то он должен занимать предсказуемое место в системе человеческих ценностей. Ученые провели исследование материальных, религиозных, семейных и общественных ценностей среди 373 взрослых американцев. Как и прогнозировалось, материализм подпадает под кластер самоусиливающихся ценностей для власти и достижений. Он также является близкими ценностями для гедонизма и стимуляции. В то же время материализм находился в относительном конфликте с коллективными или трансцендентными ценностями религиозности, доброжелательности, семьи, общины, универсализма и конформизма. Такие результаты подтверждают вековую критику, что материализм ориентирует людей на поверхностное удовлетворение и конфликт с заботой о окружающем мире, своей семьей и религиозными убеждениями.
Корреляты диспозиционного материализма
Если материализм является ценностью/целью с определенным набором отношений к другим целям в системе человеческих ценностей, то модель взаимоотношений материализма с другими психологическими конструкциями должна зависеть от того, совместим ли материализм или противоречит этим конструкциям. В частности, материализм должен позитивно соотноситься с опытом, отношением и поведением, связанным с накоплением богатства и имущества, с заботой об имидже и популярности, с поиском гедонистических удовольствий, поскольку эти цели относительно соответствуют материалистическим ценностям и целям. В то же время материализм должен отрицательно коррелировать с опытом, отношением и поведением, относящимся к просоциальным, общественным и другим распространенным проблемам, и, возможно, в меньшей степени, с личностным ростом/стремлением к самоуважению, поскольку эти цели находятся в относительном конфликте с материалистическими целями.
Финансовые и потребительские отношения и поведение
Приоритет, который люди отдают материализму, должен быть позитивно связан с потреблением на высоких уровнях, особенно когда потребление может помочь создать статус и образ, которым другие будут восхищаться. Действительно, по сравнению с людьми, которым наплевать на материалистические ценности, люди, отдающие предпочтение материалистическим ценностям, скорее "теряют" свои деньги, поскольку у них хуже навыки управления капиталом и больше проблем с азартными играми. Они также поддерживают установки - ведут себя менее благополучно и берут больше долгов. Недавний мета-анализ также показал относительно сильную положительную связь между материализмом и проблемами компульсивного потребления, что говорит о том, что он связан с трудностями сдерживания желания покупать вещи.
Социальные установки и поведение общества
Поскольку материалистические цели находятся в относительном конфликте с ценностями благотворительности, семьи, принадлежности и сообщества, гипотезы, предполагают, что материализм связан с более межличностными проблемами и с негативным отношением общества к другим людям. Действительно, по сравнению с низкими показателями материализма, люди с высоким уровнем материализма часто попадают в порочный круг одиночества, имеют тревожный стиль привязанности и испытывают больше трудностей в достижении баланса между семейными и трудовыми обязательствами. Кроме того, материализм ассоциируется с более короткими и менее качественными межличностными отношениями.
Экологические и поведенческие установки
Поскольку обеспокоенность состоянием здоровья нашей планеты отражается на трансцендентных ценностях, направленных на универсализм и чувство общности, гипотезы предполагают, что материализм должен быть связан с меньшим вниманием к экологической устойчивости. Как и прогнозировалось, люди, решительно поддерживающие материалистические ценности, ведут себя менее благоприятно с экологической точки зрения и имеют более высокий экологический след.
Образование и мотивация труда
Учитывая, что деньги могут увеличить количество людей, участвующих в определенных формах поведения, и учитывая, что материалистические ценности соответствуют ценностям достижений, часто поощряемым в сфере труда и образования, материализм может быть положительно связан с результатами работы и образования. С другой стороны, поскольку внешние вознаграждения, такие как деньги и оценки, обычно подрывают внутреннюю мотивацию, и поскольку внутренние мотивации отражаются в целях самонаправления и самоуважения, которые несколько противоречат материалистическим целям, материалистический акцент может негативно сказываться на мотивации в сфере труда и образования. Последняя гипотеза в настоящее время имеет большую поддержку. Когда сотрудники решительно поддерживают материалистические ценности, они сообщают о большем выгорании, а также о снижении удовлетворенности работой и карьерой.
Мероприятия по снижению материализма
Несколько исследований непосредственно показали, что, когда людей побуждают сосредоточиться на внутренних и трансцендентных целях, они отходят от материалистических ценностей. Участники этих исследований сообщали о своих стремлениях после воздействия сцен или объектов, которые либо отражают природу (активируя тем самым самопроникающую ценность), либо сцены или объекты, созданные человеком. В той мере, в какой люди погружались в природные стимулы, они лишали приоритетности внешние устремления и увеличивали ценность, которую они придавали внутренним устремлениям. Экологические нормы также смягчают тенденцию к более материалистическому и жадному поведению после размышлений о собственной смерти. Аналогичные результаты достигаются, когда активируются духовные или религиозные ценности. Например, вспоминание о духовном событии уменьшает материалистические желания, а чтение эссе, в котором рассматриваются доказательства существования загробной жизни, уменьшает жадное поведение людей после размышлений о смерти.
Было проведено амбициозное исследование, посвященное изучению потенциальных преимуществ активации внутренних ценностей. Участники выбирали две наиболее важные внутренние ценности, а затем писали краткие эссе о важности этих ценностей в своей жизни. Это привело к немедленному улучшению самочувствия по сравнению с членами контрольной группы, которые сосредоточились на повседневных вопросах, таких как приготовление ужина. В течение следующего месяца участникам экспериментальной группы еженедельно рассылались электронные письма с напоминанием о выбранных ими внутренних ценностях, которые содержали цитаты, выражающие внутренние ценности, и приглашением задуматься над ними. Субъекты контрольной группы получали параллельные электронные письма. Участники дискуссионной группы, которые сообщили о глубоком участии в упражнениях, перешли от внешних устремлений к внутренним, с вытекающими отсюда выгодами для их благополучия.