Найти тему

Эдуард Мане. Одиночество в толпе

Э. Мане. "Бар в Фоли-Бержер". (1881-1882)
Э. Мане. "Бар в Фоли-Бержер". (1881-1882)

Последней картиной, представленной Эдуардом Мане на Парижском Салоне, стала "Бар в Фоли-Бержер".

Художник закончил ее за год до смерти...

Эдуард Мане никогда не писал двусмысленных картин.

Однако перед нами – картина именно двусмысленная.

Она соединяет в себе натюрморт, жанровую сценку и женский портрет.

На переднем плане нашим глазам предстаёт девушка, работающая за барной стойкой.

В её обязанности входит обслуживать клиентов, разливая им напитки.

Перед ней действительно стройными рядами стоят бутылки шампанского, дорогих вин, коньяка и абсента...

Девушка одета нарядно, волосы её красиво уложены, на шее – бархотка с медальоном.

Однако лицо грустно...

Даже печально.

Она полностью погрузилась в свои мысли и не замечает нас.

Однако в зеркале, расположенном за её спиной, мы видим совершенно другую картину...

Перед девушкой стоит мужчина с пышными усами и ведёт с ней разговор.

Она же облокотилась на стойку и заинтересованно отвечает ему.

Э. Мане. "Бар в Фоли-Бержер". Фрагмент.
Э. Мане. "Бар в Фоли-Бержер". Фрагмент.

Что это – лёгкий флирт или...?

Или обсуждение важного вопроса, которого не полагается слышать посторонним?

Судя по тому, как художник сблизил лица мужчины и девушки, можно предположить, что они уже знакомы.

И знакомы довольно близко...

Теперь посмотрите в зеркало.

Мраморная поверхность стойки и стоящие на ней бутылки выглядят в нем иначе, чем они есть в действительности.

Видим мы так же и то, что фигура девушки в зеркале расположена правее, нежели она сама.

Если бы за ее спиной была обычная стена, мы бы никогла не узнали, сколь многолюден и шумен бар Фоли-Бержер.

А ведь он как раз таков!

На заднем плане теснятся множество людей – мужчин и женщин, пришедших сюда, чтобы развлечь себя...

Бар ярко освещён.

Освещен также и передний план, заставленный бутылками с выпивкой.

Бутылки эти, как и люди на заднем плане, собрались здесь на...празднество.

Они наблюдатели – и в то же время соучастники события.

На одной из бутылок мы видим подпись: "Мане. 1882"

Судя по всему, художник и себя отнес к той же группе.

Девушка же находится ровно посередине между людьми...и бутылками.

Одинаково равнодушными к ней...

Видимо, бедняжка работает в баре уже давно.

Она успела прочувствовать его атмосферу и сполна вкусить всю её тягостность...

Показной блеск, мишурность не могут заменить подлинного человеческого участия.

И именно поэтому девушке так...одиноко.

Это не грусть, не печаль...

Это особый вид одиночества, возникающий при огромном скоплении народа, который...не замечает тебя.

Который проходит мимо.

Быть одиноким в толпе людей – худшее из наказаний.

Почему же мы все иногда сталкиваемся с этим чувством?

Ответ, требующий размышлений...

Что до мужчины, то он здесь играет далеко не последнюю роль.

Уверена, в одиночестве этой милой и по-своему прекрасной девушки есть и его вина.

А вы как думаете?..

Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.

Если  же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)

Читайте также:

Эдуард Мане. Крупицы семейной жизни

Эдуард Мане. Расстрел императора Максимилиана