Последней картиной, представленной Эдуардом Мане на Парижском Салоне, стала "Бар в Фоли-Бержер".
Художник закончил ее за год до смерти...
Эдуард Мане никогда не писал двусмысленных картин.
Однако перед нами – картина именно двусмысленная.
Она соединяет в себе натюрморт, жанровую сценку и женский портрет.
На переднем плане нашим глазам предстаёт девушка, работающая за барной стойкой.
В её обязанности входит обслуживать клиентов, разливая им напитки.
Перед ней действительно стройными рядами стоят бутылки шампанского, дорогих вин, коньяка и абсента...
Девушка одета нарядно, волосы её красиво уложены, на шее – бархотка с медальоном.
Однако лицо грустно...
Даже печально.
Она полностью погрузилась в свои мысли и не замечает нас.
Однако в зеркале, расположенном за её спиной, мы видим совершенно другую картину...
Перед девушкой стоит мужчина с пышными усами и ведёт с ней разговор.
Она же облокотилась на стойку и заинтересованно отвечает ему.
Что это – лёгкий флирт или...?
Или обсуждение важного вопроса, которого не полагается слышать посторонним?
Судя по тому, как художник сблизил лица мужчины и девушки, можно предположить, что они уже знакомы.
И знакомы довольно близко...
Теперь посмотрите в зеркало.
Мраморная поверхность стойки и стоящие на ней бутылки выглядят в нем иначе, чем они есть в действительности.
Видим мы так же и то, что фигура девушки в зеркале расположена правее, нежели она сама.
Если бы за ее спиной была обычная стена, мы бы никогла не узнали, сколь многолюден и шумен бар Фоли-Бержер.
А ведь он как раз таков!
На заднем плане теснятся множество людей – мужчин и женщин, пришедших сюда, чтобы развлечь себя...
Бар ярко освещён.
Освещен также и передний план, заставленный бутылками с выпивкой.
Бутылки эти, как и люди на заднем плане, собрались здесь на...празднество.
Они наблюдатели – и в то же время соучастники события.
На одной из бутылок мы видим подпись: "Мане. 1882"
Судя по всему, художник и себя отнес к той же группе.
Девушка же находится ровно посередине между людьми...и бутылками.
Одинаково равнодушными к ней...
Видимо, бедняжка работает в баре уже давно.
Она успела прочувствовать его атмосферу и сполна вкусить всю её тягостность...
Показной блеск, мишурность не могут заменить подлинного человеческого участия.
И именно поэтому девушке так...одиноко.
Это не грусть, не печаль...
Это особый вид одиночества, возникающий при огромном скоплении народа, который...не замечает тебя.
Который проходит мимо.
Быть одиноким в толпе людей – худшее из наказаний.
Почему же мы все иногда сталкиваемся с этим чувством?
Ответ, требующий размышлений...
Что до мужчины, то он здесь играет далеко не последнюю роль.
Уверена, в одиночестве этой милой и по-своему прекрасной девушки есть и его вина.
А вы как думаете?..
Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.
Если же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)
Читайте также:
Эдуард Мане. Крупицы семейной жизни
Эдуард Мане. Расстрел императора Максимилиана