До недавнего времени большинство ученых в мире считали американскую психологию поведенческой. Однако сегодня это понятие не согласуется ни с самосознанием ведущих американских психологов, ни с фактическим положением дел, сложившимся в экспериментальной психологии за последние два десятилетия.
По мнению некоторых специалистов в области логики, методологии и философии науки, последнее развитие американских психологов, иногда определяемое как революция, полностью связано с появлением новой психологической школы-психологии.
Поверхностным свидетельством изменения парадигмы является быстрый рост числа исследований в области восприятия, памяти, мышления, внимания и коммуникации.
Новое представление о предмете и методе в психологии является более серьезным свидетельством происходящих изменений.
Представители когнитивной психологии вместе с несколькими лингвистами выступили против бессмысленности бихевиористского подхода и попытались дать новый ответ на старый вопрос определения поведения человека.
В качестве основного метода исследования когнитивисты выбирают метод операционализма, который ранее использовался и в необихевиоризме.
Опираясь на современные технические средства лабораторных экспериментов, когнитивная психология накопила впечатляющий опыт в гипотетико-деструктивной реконструкции когнитивных, а в последнее время и исполнительных процессов.
Это позволило придать оперативное содержание гипотетическим промежуточным переменным, само существование которых предполагалось только неоповедниками.
Наибольшее количество интересных фактов было получено в таких областях, как психолингвистика, изучение краткосрочных психических процессов и когнитивная психофизика, то есть в анализе процессов принятия решений.
Никто не станет отрицать, что более глубокое понимание важнейших психологических явлений невозможно без экспериментального исследования их функциональной структуры или микроструктуры.
Сегодня когнитивная психология не только доминирует во всей области общей психологии, но и хорошо представлена в области дифференциальной и прикладной психологии.
В англоязычных странах следует также отметить чисто географическое распределение. Но, признавая важный вклад когнитивной психологии в методологию и фенографию психологических экспериментов, хотелось бы отметить трудности, возникающие в начальной и важнейшей области когнитивистских исследований, то есть психологии восприятия и памяти.
Многие представители когнитивной психологии, по-видимому, считают, что избежать этих трудностей можно путем введения новых блоков в структурные модели или путем перестройки старых.
Благодаря операционному, но не теоретическому определению большинства понятий в когнитивной психологии это довольно опасный подход, особенно когда стало возможным проведение десятков различных экспериментов с помощью одного и того же дисплея с компьютерным управлением.
В настоящее время вряд ли возможно определить особенности дифференциации следующих вариантов единовременного объединенного кино: активной, рабочей, оперативной, акустической, вербальной, артикуляционной, двигательной, культовой, эхо-, семантической, эпизодической и др. памяти.
Эта основа в подавляющем большинстве случаев лежит в основе хорошо известного чувственного восприятия ума. В частности, культовая память по своим характеристикам и роли в когнитивных процессах подозрительно напоминает сетчатку образа ассоциационистской психологии XVIII-XX веков.
Несмотря на значительный вклад в методологию и фенографию психоэкспериментов, когнитивная психология не смогла решить ряд теоретических задач, важнейшей из которых является выделение из генетически приоритетной единицы анализа.
В целом, антиповеденческая тенденция когнитивной психологии нашла свое выражение в возвращении к позиции менталистической психологии.
Следующая перспектива в изучении как когнитивных, так и моторных процессов заключается в реальном преодолении как поведенческих, так и ментальных процессов.
Именно в этом направлении в последнее время наметились некоторые тенденции в развитии психологической мысли внутри и вне когнитивного подхода. Такой пересмотр, несомненно, возможен на основе психологической теории деятельности.