Природный мир нашей планеты неравномерен. В одних краях лето тёплое и продолжительное, там можно выращивать миллионы тонн сельхозпродукции. Да только вот воды для полива полей нет, поэтому об урожаях приходится только мечтать. В других регионах текут невероятно многоводные реки. Зато климат там настолько суровый, что ни о каком земледелии и речи быть не может.
Но коммунисты провозгласили лозунг «Наша задача – не ждать милостей от природы, а взять их!» И за свои слова отвечали. Крымский и Каракумский оросительные каналы – наглядное тому подтверждение. Но эти реализованные масштабные проекты меркнут перед проектом нереализованным – поворотом сибирских рек Оби, Иртыша, возможно, и Енисея в засушливые регионы Средней Азии.
Об истории проекта
Интересно, что подобные идеи высказывались ещё задолго до СССР и даже самой коммунистической идеологии. Ещё в 1714 году князь Черкасский писал о возможности пустить Амударью по её старому руслу (раньше великая среднеазиатская река впадала в Каспий, а не в Арал). В XIX веке экспедиции барона Каульбарса и генерала Глуховского обследовали Узбой (старое русло Амударьи). Эти изыскания стали основой книги.
Проектом переброски части вод Оби и Иртыша в Аральское море занимался во второй половине XIX века (причём ещё с гимназических времён) учёный и публицист Яков Демченко. Этому была посвящена его дипломная работа, а потом и книга. В Советском Союзе повернуть сибирские реки в Арал предложили ещё при жизни Сталина, с подачи видного учёного Владимира Обручева. Конкретные исследования и расчёты на данную тему были начаты в середине 60-х годов.
Более полусотни проектно-изыскательских и научно-исследовательских институтов подготовили по данному проекту пятьдесят томов текстов, расчётов и прикладных научных исследований, десять альбомов чертежей, карт и схем. Предполагали, что реализация проекта обойдётся в 32,8 миллиардов рублей, и что эти затраты окупятся за 6-7 лет. XXV съезд КПСС (1976 г.) дал добро на начало работ на местности.
Почему проект «завис» на начальной стадии?
Геодезические и гидрологические изыскания проводились, но до непосредственного рытья каналов дело не дошло. Повторные экспертизы признали, что реальная стоимость работ будет более чем в два раза больше.
Объём работ нужно было проделать титанический: вынуть более 6,1 мрлд кубометров грунта; уложить около 15-ти миллионов кубометров железобетона, произвести монтаж 256 тыс. тонн металлоконструкций, возвести 6 ж/д мостов и 18 автомобильных. Наряду с финансовой, существовала ещё и серьёзная техническая сложность: воду нужно было не просто гнать против течения, но ещё и на протяжении сотен километров «заставлять течь в горку».
Плюс ещё экологический фактор. Об экологии у нас, конечно, привыкли думать в последнюю очередь, но всё же: столь масштабный проект мог спровоцировать непредсказуемые природно-климатические изменения. На огромной территории: от Каспия до Северного Ледовитого океана. Многократно меньший по масштабам Большой Каракумский канал спровоцировал аральскую экологическую катастрофу. Другой проблемой, выявленной при экcплуатации этого канала, стало засоление и заболачивание прилегающих к нему участков земли, с большим подъёмом грунтовых вод – из-за просачивания вод в грунт через стенки и дно канала.
Тем не менее, в первой половине 80-х переброску вод сибирских рек в Среднюю Азию никто ещё не снимал с повестки дня. Наоборот, в моду в тот период вошла мелиорация земель, и проект, так сказать, «заиграл новыми красками». Октябрьский пленум ЦК КПСС 1984 года принял новый вариант программы. Окончательно закрыть данный проект решили лишь в 1986 году, уже во время «перестройки».
Каким мог быть «канал века»
Длина канала составила бы почти 2,5 тыс. км. Шириной его предполагалось сделать от 130 до 300 м; глубиной – 15 м. Основной вариант подразумевал транспортировку воды из реки Обь, от г. Ханты-Мансийск до устья Иртыша, а потом в верховья Тобола. Затем вода должна была влиться в русло пересохшей реки Тургай. Оттуда – в бассейн Сырдарьи, а конечным пунктом маршрута сибирских вод стал бы город Ургенч, уже на Амударье. По пути водой из канала пользовались бы засушливые районы Курганской, Челябинской, Омской областей и Казахстана. Кроме мелиоративного назначения, канал должен был стать и судоходным.
В XXI веке Китай тоже захотел сибирской воды
В 2010-х годах представители КНР обращались к правительству России с предложением обсудить возможность переброски части речных вод из Алтая через Казахстан в северные засушливые регионы Китая. Речь шла о магистральном водоводе длиной в 1,5 тыс. км, с сетью распределительных трубопроводов.
Министр сельского хозяйства Александр Ткачёв в 2016 году пояснил, что обсуждать данный проект можно, но только при условии полного соблюдения интересов России. В том числе – и с экологической точки зрения.
Читайте: Мега-проект советской эпохи. Крупнейшая солнечная печь