Стиль барокко был слишком тесно связан с католицизмом и контрреформацией, чтобы оказать большое влияние на Британию.
Кроме того, его эмоциональная жестокость и чувственность не подходила английскому темпераменту.
Главными чертами континентального барокко были:
- иллюзия движения, в основном достигаемая свободным использованием кривых;
- смело массивные структуры;
- роскошный показ, достигаемый драматическими цветами, световыми эффектами и насыщенностью декоративных деталей.
В период с 1690 по 1730 гг. в Британии барокко появился недолго: он был более сдержанным, чем его континентальный аналог, хотя движение, мощная масса форм и масштабное величие были сохранены.
Он был впервые создан сэром Кристофером Реном, и его главными памятниками являются:
- несколько великолепных домов, таких как CASTLE HOWARD или BLENHEIM PALACE, сгруппированных в мощные массы;
- изысканные лондонские церкви, такие как ST MARY WOOLNOTH, построенные Николасом Хоуксмуром (1661-1736) или ST MARTIN-IN-THE-FIELDS Джеймсом Гиббсом (1682-1754).
Однако лучшая работа Гиббса - это Библиотека RADCLIFFE LIBRARY в Оксфорде, круглом купольном здании.
Палладианский классицизм
Около 1710 года группа архитекторов решила очистить британскую архитектуру от барочных экстравагантностей и вернуться к палладианскому классицизму.
Классицизм имитировал произведения греко-римской цивилизации, отличался:
- порядком,
- ясностью и изяществом,
- использовал классические ордена (дорический, ионный, коринфский),
- балюстрады и другие характерные орнаментальные мотивы.
Палладийские архитекторы в основном строили загородные дома, состоящие из главного корпуса и боковых павильонов, с роскошной внутренней и внешней стороны, главным украшением которых был шестиколонный портик (например, HOLKHAM HALL Уильяма Кента, 1685-1748).
Эти дома в основном располагались в ландшафтных садах - изобретение англичан, которое распространилось по всему миру.
Палладианцы оказали глубокое влияние на развитие градостроительства.
Ряд домов были спроектированы как классицистические террасы в таких курортных городах, как Бат и Лондон (например, Роял КРЕСКЕНТ в бане Джона Вуда-младшего, 1728-81/2).
Во второй половине 18 века доминировал третий по величине британский архитектор Роберт Адам (1728-1792 гг.), ведущий экспонент неоклассицизма.
Адам создал новую форму классического дизайна, которая оказала влияние на архитектуру во всем мире.
Вот ее основные особенности:
- помещения контрастных форм и размеров ставились рядом друг с другом, их размеры, казалось бы, изменялись путем добавления колонных экранов, полукуполов и апсид (KENWOOD LIBRARY);
- изысканный орнамент арабески в рельефе, выполненный из штукатурки и установленный в панели различных форм;
- цвет рельефного орнамента контрастирует с его фон.
Архитектура эпохи Регентства (ок. 1790-1830) была последним этапом развития подлинного классицизма в Британии.
Он отличался элегантностью и изысканными пропорциями: здания, построенные Джоном Соаном (1753-1837) или лондонские террасы, спроектированные Джоном Нэшем (1752-1835).
На этом пока все, дорогие читатели, спасибо за ваш интерес к искусству. В ближайшее время на нашем канале выйдет продолжение серии статей по истории Британской архитектуры и не только.
Подписывайтесь!