Найти в Дзене
Заметки о живописи

Эдгар Дега. Портрет или натюрморт?..

Э. Дега. "Женщина, сидящая у вазы с цветами". (1865)
Э. Дега. "Женщина, сидящая у вазы с цветами". (1865)

Эдгар Дега старался избегать статичности в своих картинах. Однако его первые работы, основанные на подражании старым мастерам, поневоле были статичными.

Детально прописанные интерьеры и в них – столь же тщательно выведенные люди...

Да, таково было начало творческого пути Дега.

Однако художник упорно искал свой собственный стиль...

И в конце концов нашёл его.

Одной из первых попыток художника показать себя можно считать работу "Женщина, сидящая у вазы с цветами".

Едва взглянув на картину, мы сразу понимаем, что с ней что-то не так.

Она...совершенно не симметрична.

Как не свойственно это академической живописи!.. Однако Дега никогда и не хотел быть художником-академистом, он мечтал стать новатором...

Однако вернёмся к картине.

Огромный букет осенних хризантем занимает в ней центральное место, в то время как главная героиня ютится где-то с краю...

Задумчиво подперев голову рукой, женщина отвернулась не только от стола, но и от нас с вами.

Она уже не молода. На ней строгий коричневый костюм и простой чепец. Ничем не примечательная внешность...

Быть может, мы бы и вовсе не заметили эту даму, если бы не мастерская игра Дега с различными элементами картины, которым он придаёт нужное звучание с помощью цвета.

К примеру, чепец на голове женщины...

Своей цветовой гаммой и лёгкой кружевной отделкой он перекликается со стоящими в вазе цветами.

Как похожа его бахрома на волнистые лепестки хризантем!..

Невольно привлекает наше внимание и бриллиант, вправленный в сережку женщины.

Как он сверкает, как переливается!..

Э. Дега. "Женщина, сидящая у вазы с цветами". Фрагмент.
Э. Дега. "Женщина, сидящая у вазы с цветами". Фрагмент.

Мы не знаем, о чем думает эта женщина, что у неё на сердце...

Однако осенние цветы и строгий, коричневый костюм невольно навевают грустные мысли.

Что-то гнетет эту женщину. А вместе с ней – и нас с вами...

Эдгар Дега обладал одной интересной чертой. Экспериментируя с композицией, цветом или освещением, он, казалось, не ставил перед собой иных целей, кроме одной: добиться желаемого результата, найти новый живописный прием или же подчинить себе старый... Однако удивительным образом из-под его кисти выходили очень точные психологические портреты.

Вот, как, к примеру, этот.

Дега сместил композицию, чтобы достичь нового эффекта, и это ему, безусловно, удалось.

Однако вместе с тем удалось ему и нечто другое – показать преграды, которые способно возвести между людьми... бездумное созерцание.

Отчужденность женщины, занятой своими невеселыми мыслями, больно ранит и наше сердце.

Чем же объяснить эту способность художника, затрагивающую глубинные струны человеческой души?..

Зоркостью глаза или особой чуткостью сердца?

Вопрос, ответ на который я дать пока не готова...

Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.

Если  же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)

Читайте также:

Эдгар Дега. Римская нищенка

Эдгар Дега. Лошади и их наездники