Эдгар Дега старался избегать статичности в своих картинах. Однако его первые работы, основанные на подражании старым мастерам, поневоле были статичными.
Детально прописанные интерьеры и в них – столь же тщательно выведенные люди...
Да, таково было начало творческого пути Дега.
Однако художник упорно искал свой собственный стиль...
И в конце концов нашёл его.
Одной из первых попыток художника показать себя можно считать работу "Женщина, сидящая у вазы с цветами".
Едва взглянув на картину, мы сразу понимаем, что с ней что-то не так.
Она...совершенно не симметрична.
Как не свойственно это академической живописи!.. Однако Дега никогда и не хотел быть художником-академистом, он мечтал стать новатором...
Однако вернёмся к картине.
Огромный букет осенних хризантем занимает в ней центральное место, в то время как главная героиня ютится где-то с краю...
Задумчиво подперев голову рукой, женщина отвернулась не только от стола, но и от нас с вами.
Она уже не молода. На ней строгий коричневый костюм и простой чепец. Ничем не примечательная внешность...
Быть может, мы бы и вовсе не заметили эту даму, если бы не мастерская игра Дега с различными элементами картины, которым он придаёт нужное звучание с помощью цвета.
К примеру, чепец на голове женщины...
Своей цветовой гаммой и лёгкой кружевной отделкой он перекликается со стоящими в вазе цветами.
Как похожа его бахрома на волнистые лепестки хризантем!..
Невольно привлекает наше внимание и бриллиант, вправленный в сережку женщины.
Как он сверкает, как переливается!..
Мы не знаем, о чем думает эта женщина, что у неё на сердце...
Однако осенние цветы и строгий, коричневый костюм невольно навевают грустные мысли.
Что-то гнетет эту женщину. А вместе с ней – и нас с вами...
Эдгар Дега обладал одной интересной чертой. Экспериментируя с композицией, цветом или освещением, он, казалось, не ставил перед собой иных целей, кроме одной: добиться желаемого результата, найти новый живописный прием или же подчинить себе старый... Однако удивительным образом из-под его кисти выходили очень точные психологические портреты.
Вот, как, к примеру, этот.
Дега сместил композицию, чтобы достичь нового эффекта, и это ему, безусловно, удалось.
Однако вместе с тем удалось ему и нечто другое – показать преграды, которые способно возвести между людьми... бездумное созерцание.
Отчужденность женщины, занятой своими невеселыми мыслями, больно ранит и наше сердце.
Чем же объяснить эту способность художника, затрагивающую глубинные струны человеческой души?..
Зоркостью глаза или особой чуткостью сердца?
Вопрос, ответ на который я дать пока не готова...
Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.
Если же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)
Читайте также: