Добрый день всем, вы на канале Ольги - многомамы и логопеда, и сегодня я расскажу вам о том, как работает логопед с одной из самых непростых категорий детей. Детей безречевых вследствие проблем с моторикой артикуляционного аппарата - параличей, нарушений тонуса, и тп.
Чаще всего когда мы говорим о таких детях, мы имеем в виду детей с детским церебральным параличом. У детей, не имеющих данного диагноза, тоже встречаются нарушения тонуса в артикуляционной мускулатуре, и другие симптомы неврологического неблагополучия, но они не ведут к полному безречию, максимум к невнятной речи.
Мы же сегодня - именно о безречии. Когда вообще рот открыть не могут. Или мычат на одной ноте. Или только какой-то один усреднённый гласный звук произносят. Как правило такой ребенок имеет тяжёлую степень ДЦП. Ребенок лежачий, не держащий голову, не владеющий руками. У детей с ДЦП обычно отмечается выраженная связь моторики рук с моторикой артикуляционного аппарата - хоть сколько-нибудь работают руки - как-нибудь движутся и органы артикуляции. Руки обездвижены - и прогноз в плане речи, к сожалению, непростой.
Вообще эта статья, в отличие от той, которую я планирую следующей, такая, очень узкоспециализированная. И не очень понятно, для кого вообще написанная. Родители детей с ДЦП точно ничего нового из нее не почерпнут, они лучше среднего логопеда уже сами в проблемах таких детей разбираются. Логопед тоже далеко не каждый за такого ребенка возьмётся.
Пожалуй, пишу исключительно следуя плану, который обрисовала в предыдущих статьях, ну и ещё, наверное, преследуя цель рассказать, что логопед это не всегда стол и зеркало, не всегда скажи и повтори, а иногда тяжёлая многомесячная работа с вроде бы малозаметным результатом.
Впрочем, мы немного отклонились от общей темы - запуск речи у неговорящих детей. Возможна ли речь у этой категории детей вообще? Да, если иметь в виду речь через рот. И вдвойне да, если под речью подразумевать коммуникацию с помощью вспомогательных средств. Мы должны пытаться вызвать говорение, не должны оставлять эту работу. Но должны и всегда помнить, что звучать - не самоцель. Цель же речи - общение. И именно общения нужно пытаться достичь как можно скорее. Иногда - минуя говорение. Или не дожидаясь его. Ведь дети даже с тяжёлым ДЦП часто абсолютно интеллектуально сохранны. Они думают, мечтают, строят планы. И не имеют ни малейшей возможности поделиться своим богатым внутренним миром ни с одним человеком. Горько и обидно за этих детей.
Поэтому думаем и анализируем. Возможны жесты - развиваем жестовую речь. Может хоть одним пальцем попадать по клавиатуре - учим читать и печатать. Может направленно стукнуть по чему-то кулаком - используем коммуникаторы. Может только глазами указать на нужный объект - к счастью, уже есть программы, распознающие и движение глаз и преобразующие его в речь.
Главное - вывести дух человека из тюрьмы его неподвижного тела. А как именно - уже не столь важно.
Но все же - может ли логопед "разговорить" такого ребенка? В том смысле, который мы все вкладываем в понятие речи. Зависит от каждого конкретного случая. Гарантий тут никто не даст, но мы попытаемся. Как именно? В основном руками. Это именно тот случай, когда руками и во рту лепим речь. И логопеды, которые работают с тяжёлыми, не будут радостно хвататься за артикуляционный аппарат малыша, зашедшего к ним в кабинет своими ногами. Они знают, что логомассаж, к примеру - тяжёлая артиллерия и крайний случай. И, между прочим, имеющая кучу противопоказаний.
Итак, логомассаж, зондовый и ручной, пассивная и по возможности активная артикуляционная гимнастика и постановка звуков с механической помощью, руками и постановочными зондами, работа над дыханием. Точнее последнее скорее первое. Без направленного выдоха не будет в принципе никакого звука. Так что учим дышать. Учим извлекать речевой звук на выдохе. Руками придаем органам артикуляции форму, нужную для прознесения каждого конкретного звука. Добиваемся звука, ребенок слышит, пытается повторить.
Постепенно, в обход повреждённых участков мозга, могут сформироваться новые нейронные связи. И пойдет речь. Медленная, маловнятная, но речь! Свобода из пожизненного заключения в тюрьме неподвижного тела.
А может этого и не произойти. С такими детьми нельзя прогнозировать. Но всегда стоит пытаться.
И ещё важное для логопедов, то самое, в литературе не описанное и у каждого свое. Как?! Как сформировать речевое дыхание? Как вызвать звук, которого нет? Вспоминаем нашего главного помощника при работе с детьми с ДЦП - наши руки. Руками подносим к губам ребенка флейту, руками обхватываем флейту его губами. Руками зажмем нос, если необходимо. Нет третьей руки? Зовем маму. И ждём, раз за разом, что случайно получится звук, и мы восторженно скажем ребенку - ты герой! У тебя получилось! И потом постепенно уже будет округлять губы сам, задует свечку, потом издаст на выдохе звук - и мы руками придадим нужное положение для задуманного звука губам и языку.
Как раз тот случай, когда умные, чувствующие и знающие руки специалиста незаменимы. В других тяжёлых, но более распространенных случаях неговорения они необходимы не так сильно. О них - в следующей статье.