Продолжим рассматривать самые интересные явления, которые изучаются психолингвистикой.
Первую часть подборки читайте здесь.
Базовые эмоции
У каждого человека есть базовый набор простых эмоций, обоснованных биологически, и еще около сотни сложных эмоций, составляющих общую палитру различных реакций и отношений.
Базовые эмоции помогают нам выживать, поэтому они абсолютно нормальны и даже полезны, если их интенсивность соответствует ситуации.
Почему важно учиться правильно понимать причины своих эмоций? Очень часто человек дает реакцию даже на саму реакцию: боится того, что боится, грустит от того, что грустит и т.д. Вместо того, чтобы сконцентрироваться и направить психическую энергию на устранение проблемы, он растрачивает себя на одни только реакции, чем, конечно, никак не помогает психике.
Ни в коем случае не нужно подавлять свои эмоции. Самовнушения по типу "У меня все хорошо" не работают, если вы откровенно страдаете. Это прямой билет до психосоматических заболеваний.
Наоборот, лучше подбирать как можно более точно слова для описания своих состояний, расширять эмоциональный словарь, вести честный внутренний диалог и т.д.
Так как эмоциональный опыт включает в себя не только личные переживания, но и сопереживания, те, кто хорошо понимает себя, будут лучше понимать других и успешнее справляться с социальными задачами в обществе.
Лексический взрыв у детей
Это потрясающий период в онтогенезе речи, когда за короткий промежуток времени ребенок с легкостью запоминает огромное количество новых слов. Обычно это происходит ближе к концу второго года, у мальчиков может появиться на пару месяцев позже, чем у девочек.
В среднем во время лексического взрыва ребенок запоминает до 10 слов в день. Одновременно с этим очень легко и быстро он усваивает простые морфологические правила. В речи появляются числа, падежи, род, лицо и время. Органы артикуляционного аппарата становятся более подвижными, что позволяет правильно воспроизводить двух-, трех- и даже пятисложные слова.
Активный лексикон (слова, которые ребенок активно использует в речи) развивается быстрее, чем пассивный (в речи не использует, но понимает).
М.Д. Воейкова описала эксперимент, который показал, что, например, слово "синий" ребенок начинает говорить немного раньше, чем понимает его смысл. При этом "красный" он понимает за три месяца до того, как оно попадает в активный лексикон. Этот интересный феномен ученые объясняют стремлением детей имитировать речь взрослых.
Проблема языка и мышления
Существуют национальные и племенные языки (свыше 3000), которые серьезно отличаются от привычных нам более распространенных языков.
Мы, привыкшие к русскому языку, беремся за изучение другого и удивляемся тому, что, например, имена существительные английского языка не имеют признаков грамматического рода. Хотя у них есть личные местоимения, по которым можно отличить лицо женского пола от мужского.
Кажется очевидным и обязательным в любом языке средство различения одушевленного и неодушевленного. Но в армянском языке вообще нет категории рода, хотя это довольно древний и хорошо развитый язык.
Есть также языки, где отсутствует категория грамматического времени; во многих племенных языках нет привычного нам набора слов для обозначения основных цветов радуги, а есть только три слова: черный, теплый и холодный. Подобных различий так много, что это подталкивает к мысли, будто нет вообще никаких универсалий, нет ничего общего для всех языков мира.
И дело не только в различиях грамматической системы.
Л.С. Выготский писал, что у человека речевое мышление, - это безусловно так. Однако мы не можем утверждать, что оно только речевое, ведь люди, глухонемые от рождения, или с афазией после инсульта тоже каким-то образом мыслят.
Какими средствами человек осуществляет мыслительную деятельность, если он не владеет языком? И как, например, человек изучает язык, если сам процесс овладения языком есть акт мышления? Все это очень интересно и неоднозначно.
Спасибо, что дочитали до конца. Я стараюсь для вас!