До того момента, как на дороге останутся только беспилотные автомобили, многие из наших читателей не один раз поменяют свои машины на модели новых поколений. Но уже через два-три года машины станут совсем другими — более умными и гораздо более безопасными.
К концу XX века в развитых странах мира дорожно-транспортные происшествия вышли на одно из первых мест в перечне причин смерти. Но с рубежа 1980−1990-х годов безудержный рост этой настоящей эпидемии удалось приостановить. И не только остановить, но и обернуть вспять — с этого времени, несмотря на постоянное увеличение количества автомобилей, количество смертей падает. В Германии, например, число автомобилей с 1990 по 2013 год выросло почти в полтора раза (с 38 до 54 млн), а количество смертей уменьшилось почти втрое — с 11 до 4 млн. Такой серьезный прогресс был достигнут благодаря производителям автомобилей, а также правительствам и общественным организациям, которые немало способствовали продвижению технологий безопасности в массы. Тем не менее проблема остается довольно серьезной: каждый год в мире в дорожных катастрофах все еще погибает более миллиона человек, а еще 50 млн получают травмы той или иной степени тяжести.
Плюс активная безопасность
Но в ближайшие годы это число может сильно уменьшиться, поскольку технологии пассивной и особенно активной безопасности становятся все более совершенными. Речь пока не о полностью беспилотных автомобилях, которые, впрочем, уже выходят на дороги (пока в качестве эксперимента), а о тех автомобилях, которые сойдут с конвейера в течение пары лет. Эти автомобили будут оснащаться большим количеством различных систем помощи водителю (driver assistance systems), а также множеством различных датчиков — от радаров до стереокамер, контролирующих пространство вокруг автомобиля. По заключению немецкого Федерального института скоростных дорог (BAST), системы помощи водителю потенциально могут сократить количество серьезных ДТП с пострадавшими на 70%.
Такого же мнения придерживаются и независимые авторитетные институты, которые занимаются автомобильной безопасностью. Начиная с 2014 года европейский Euro NCAP (New Car Assessment Programme, программа оценки новых автомобилей) при определении рейтинга безопасности той или иной модели рассматривает некоторые опциональные системы помощи водителю (автоматическое экстренное торможение перед препятствием, слежение за полосой движения и распознавание знаков ограничения скорости) как преимущество — пока отдельным пунктом, вне конкурса. Однако уже с 2016 года европейские эксперты EuroNCAP, а также их коллеги из американского NHTSA и японского JNCAP будут считать наличие этих (и других) систем помощи водителю необходимым для получения высокого рейтинга.
Необходимое условие
«Это означает, что ни одна новая модель автомобиля не сможет ассчитывать на пятизвездный рейтинг только по результатам краш-теста, — объясняет Уилфрид Мер из подразделения систем помощи водителю компании Continental. — Таким образом, системы активной безопасности будут играть все большую роль в конструкции автомобиля. С 2016 года к числу обязательных систем для получения хорошего рейтинга безопасности EuroNCAP добавится автоматическое торможение перед пешеходом в различных ситуациях, а также отслеживание скоростных ограничений в зависимости от дней недели, времени суток и погодных условий».
Чтобы показать хорошие результаты EuroNCAP в 2020 году, автомобилям необходимо обзавестись еще несколькими системами безопасности. Они должны будут научиться обнаруживать пешехода и тормозить перед ним при недостаточном освещении, тормозить перед велосипедистами на перекрестках, предотвращать увод машины в кювет и предупреждать водителя об опасных ситуациях при обгонах. А в 2020 году к этому добавится еще и «примерное поведение» машины на перекрестках: автоматическое торможение перед автомобилями, движущимися в поперечном направлении, пропускание встречного транспорта при поворотах налево, попутных велосипедистов при поворотах направо. Кроме того, сейчас обсуждается возможность добавления к этим пунктам еще и системы распознавания сигналов светофора (и автоматического торможения в случае красного сигнала).
«Наличие автоматизированных систем помощи водителю делает автомобили более безопасными, — говорит Уилфрид Мер. — Но это еще и шаг к очень амбициозной мечте, которую мы в компании Continental называем Vision Zero. Наша конечная цель, в полном соответствии с названием плана, — нулевое количество ДТП на дорогах. Мы считаем, что это достижимо».