Найти в Дзене
Ситх-искусствовед

Скандальная история «Портрета мадам Х»

Мир искусства полон интриг и скандалов ничуть не меньше, чем мексиканские сериалы. Сегодня речь пойдет об одной довольно щепетильной истории, связанной с известным художником и его не менее известным полотном.

Та самая картина
Та самая картина

Джон Сингер Сарджент, а именно так зовут нашего сегодняшнего героя, фигура в мировой живописи ключевая. Родиться во Флоренции (12 января 1856 года), творить в ключе космополита — везде, но в особенности в Америке, закончить свою жизнь в Лондоне (15 апреля 1925 года).

 

Не буду утомлять вас сухими фактами, сосредоточусь на одной конкретной истории. Портрет «Портрета мадам Х» художник создавал в Париже. Моделью стала известная французская красавица креольских кровей, жена именитого банкира Вирджиния Готро. 

Наш с вами сегодняшний герой-художник господин Сарджент
Наш с вами сегодняшний герой-художник господин Сарджент

Модель оказалась во всех смыслах интересная: у девушки была белоснежная кожа, вокруг которой ходила немало легенд, вплоть до той, что красавица медленно травит себя мышьяком, чтобы придать коже белый пигмент.

В общем, для художника это был не заказ и каприз натурщицы — за интересной девушкой он буквально охотился и «уломал» ее на позирование.

Буквальнее Галатея и Пигмалион, господа!
Буквальнее Галатея и Пигмалион, господа!

В 1884 году портрет «Белоснежки» буквально взорвал аристократическое сообщество и произвёл эффект разорвавшейся бомбы на Парижском Салоне. На полотне — молодая горячая женщина в открытом платье с приспущенной бретелькой — венец распущенности, страсти, желания. Художника окрестили аморальным типом, а также женоненавистником — ишь какой, показал надменную суть дамы, да ещё ее раздел, и теперь все мужчины на Выставке раздевают ее взглядами!

Кстати, другие портреты художника более безобидны — например, «Портрет леди Энью»
Кстати, другие портреты художника более безобидны — например, «Портрет леди Энью»

Шутка ли, даже мать Вирджинии Готро посетила Художника лично, накинувшись на него с упреками в подмоченной репутации девушки. Требование было одно — убрать картину с глаз долой (а именно с Парижского салона). Художник На это не пошёл.

Не поверите, пуританских жалоб было так много, что в итоге на волне хайпа картина-таки покинула выставку. Впрочем как и сам художник покинул Париж и перебрался в Лондон. Более того, потом он и вовсе перерисовал полотно, убрав приспущенную бретельку платья .

Как говорится, до и после
Как говорится, до и после

И снова не поверите. Когда наш художник повторно выставил работу уже в 1905 году, Америка и Англия встретили картину разве что не с фанфарами — зрители пришли в восторг! Так вот забываются одни истории и рождаются другие, а художник вернул себе доброе имя. 

 

Кстати, существует вторая версия картины, которая сейчас хранится в Галерее Тейт в Лондоне.

Бретели на платье как отдельный вид искусства!
Бретели на платье как отдельный вид искусства!

В 1916 Сарджент продал портрет (первую версию) Музею Метрополитен в Нью-Йорке, где картину можно увидеть и сегодня. Директору музея в письме художник признался:

Я считаю, что это лучшее из того что я сделал на настоящий момент

Сейчас бы такая картина не наделала шуму и точно не стала бы поводом для скандала — не то время. Тем не менее такой факт в истории живописи имел место быть, и я с вами им делюсь.

Надеюсь, статья была вам интересна. Поддержите лайком. Подписывайтесь на канал, делитесь ссылкой на статью с друзьями и в соцсетях — искусство того определенно заслуживает! До самых скорых встреч!