Найти тему
Remont1969

Тактический транспорт САСШ, Часть 2. Jefferey/Nash Quad. "Шишига" по американски. 1913.

Jefferey Quad/Nash Quad

Страна: США

Производитель: Thomas B. Jeffery Company/Nash Motors после 1916 года

Годы производства 1913-1928

Кол-во построенных- 11500+ (для армии)/всего 41,674

Экипаж: 1

Сухая масса, 4,427 тн

Нагрузка: 1,3-1,5 тн

Привод/колесная база: 4х4/3048

Размер: 5080х1880х3200 мм

Двигатель 4-х цилиндровый рядный, ДВС, 28 л.с./5113см3

-2

В 1912 году сотрудники небольшой автомобильной фирмы Thomas B. Jeffery Company купили автомобиль Badger FWD. Цель была проста и понятна - посмотреть что сделали конкуренты, и сделать примерно то же самое. Но конструкторам фирмы Джефферей совсем не понравилось то, что они увидели, то ли фирма не могла построить такую сложную машину, то ли просто не понравилось решений, которое приводило к излишнему перетяжелению вездехода. В итоге в 1913 году родился один из лучших образцов грузовых вездеходов первой мировой войны, ставший базовым шасси не только для транспортных машин, но и для броневиков.

-3

Конструкция машины была достаточно необычной: бескапотная кабина с двигателем размещенным впереди над передней осью, полный привод, четыре абсолютно одинаковых управляемых колеса. Вообще в конструкцию сразу была заложена высокая технологичность и стандартизация, производить в два раза больше сложных колес с шарнирами равных угловых колес было видимо дешевле, чем по два комплекта разной конструкции, валы для карданных передач, а их было минимум 7 были только двух типоразмеров. Рядный двигатель имел отлитый цельный четырехцилиндровый блок. От двигателя крутящий момент передавался через дисковое сцепление и двойной кардан на коробку передач с четырьмя скоростями и задним ходом. Коробка передач размещалась на одном уровне с лонжеронами рамы и прикрывалась от повреждений двумя мощными поперечинами. Третий вал в коробке передач выполнял роль раздаточного, от которого карданы шли к переднему и заднему мостам. Привод на обе оси был постоянным.

Фото:http://www.off-road-drive.ru/archive/78/Vse_chetyre
Фото:http://www.off-road-drive.ru/archive/78/Vse_chetyre

От самоблокирующихся дифференциалов крутящий момент карданными валами передавался на колесные редукторы внутреннего зацепления. Поскольку редукторы увеличивали крутящий момент, то главная передача стала более компактной. Редукторы полностью закрывались кожухами, предотвращающими попадание воды и пыли, причем кожухи одновременно выполняли роль барабанов в тормозных механизмах ленточного типа.

фото: http://www.off-road-drive.ru/archive/78/Vse_chetyre
фото: http://www.off-road-drive.ru/archive/78/Vse_chetyre
-6

Привод на колеса осуществлялся через редуктор, система управления передними и задними колесами так же были одинаковы. Первые поставки автомобилей Джефферей Квад пошли в английскую и французские армии. Трагическое стечение обстоятельств произошло 7 мая 1915 года, немецкая подводная лодка U-20 торпедировала британский пассажирский лайнер «Лузитания». Одним из пассажиров был владелец фирмы Чарльз Джеффери. Он выжил, но получил сильную психологическую травму и отошёл от дел компании. В конце 1916 года Джеффери решил, что никогда не будет иметь никаких дел с войной — и продал фирму другому автомобильному магнату — Чарльзу Нэшу, который как раз ушёл из GM и организовывал собственный бизнес. Знаменитая модель была переименована в Nash Quad и все сливки с проекта снял Нэш, когда США в 1917 году вступила в Первую мировую и начала массовую закупку автомобилей.

-7

Quad благодаря свой конструкции имел отличную проходимость, конструкция полного привода в которой валы привода колес находились над жесткой балкой обеспечивала высокую надежность схемы, фактически проходимость ограничивалась только высотой оси колеса. Бортовые редукторы были надежно защищены от грязи, одинаковость колес обеспечивала высокую ремонтопригодность. Несмотря на визуальное сходство с машинами FWD - Quad можно отличить по расположение мотора, у него он расположен перед водителем, а у FWD - под водителем.

-8

Управляемость всех четырех колес решала проблему ограниченных углов поворота из-за системы управления на сложной системе карданов, что ограничивало углы поворота. На машинах типа FWD просто оставили как есть ситуацию с плохой управляемостью и невозможностью перемещения с большими скоростями, из-га ограниченной возможности шарниров. Применение полной управляемости частично решило эту проблемы у Джефферей.

-9

Полная управляемость стала неожиданным плюсом, когда и в САСШ и в России стали рассматривать варианты шасси для бронирования и создания бронеавтомобилей. Одной из идей было размещение второго поста управления, с помощью которого бронеавтомобиль должен был выходить из боя. Разворачиваться бронеавтомобилям не было принято ни в одной армии мира. Так как шасси Quad было абсолютно симметрично, установить второй пост не было никаких проблем.

-10

Более 11 с половиной тысяч автомобилей и шасси было поставлено на нужды французской и английской армий и Экспедиционного корпуса САСШ в Европе. На базе Квад монтировались санитарные надстройки, оборудования для прожекторных служб и аэростатов, передвижные полевые мастерские и подвозчики боеприпасов, машины служили тягачами для полевых орудий. Уже в 1914 году, даже без массовых заказов Американской армии было выпущено 3096 грузовиков.

-11

Легкий полуторатонный вездеход был удобен и для изготовления специальных машин, цистерн для танковых частей, агрегатов для запуска аэростатов и наблюдательных змеев, монтаж ремонтно оборудования.

фото: www.rcforum.ru, nik aleksa источник (NATIONAL ARCHIVES CATALOG)
фото: www.rcforum.ru, nik aleksa источник (NATIONAL ARCHIVES CATALOG)

Несмотря на принятую в Первую мировую войну в САСШ специализацию, все кроме двигателей, которые поставлял завод Buda, производилось на собственном заводе фирмы.

-13

-14

После окончания войны Nash Quad выпускался до 1928 года и всего было выпущено более 41 тысячи автомобилей. Машина стала самым массовым полноприводным автомобилем довоенного времени в мире. Несколько автомобилей сохранилось в хорошем состоянии в США.

-15

Источник: http://www.off-road-drive.ru/archive/78/Vse_chetyre

http://www.gruzovikpress.ru/article/2858-nash-quad-1918/

Авто
5,66 млн интересуются