Найти в Дзене
Спортивный накал

МАЗ и ЗИЛ с необычным расположением осей

Наверное не совсем корректно рассказывать об этих грузовиках в одной статье, поскольку они из разных эпох, при их проектировании решали различные задачи, среда их использования также не совпадала. Единственное, что объединяет эти два автомобиля - не обычное расположение средней оси. Мы привыкли видеть грузовики с двумя стоящими рядом друг с другом задними осями, но у этих автомобилей средняя ось отдалена от задней. Итак, давайте знакомиться ближе с МАЗ-520 и ЗИЛ-4972.

В конце 50-х Минский Автозавод работал над семейством бескапотных грузовиков 500-й серии, в 1961 году были начаты работы над седельными тягачами с колесной формулой 4х2. Успешно запустив их серийное производство в 1965 году, на МАЗе стали думать над повышением грузоподъемности тягачей. Направление мысли было привычным для наших дней - добавление третьей оси позволит снизить нагрузку на ось и увеличить грузоподъемность автопоезда. А вот решение этой задачи оказалось необычным - ось сместили к передней и сделали с поворачиваемыми колесами. Колесная формула у МАЗ-520 была 6х2.

МАЗ-520 (фото http://denisovets.ru)
МАЗ-520 (фото http://denisovets.ru)

МАЗ не был передовиком в таком решении - в то время уже существовал, например, Mercedes-Benz LP333 с аналогичной конструкцией. Правда у немецкого концерна построен был не седельный тягач, а обычный бортовой грузовик, предназначенный для работы в составе автопоезда.

Mercedes-Benz LP333 (фото 360carmuseum.com)
Mercedes-Benz LP333 (фото 360carmuseum.com)

Но, как и другие производители, в Минске быстро разочаровались в идее: существенно увеличить грузоподъемность и нагрузку на седло это решение не позволяло, при этом усложнение конструкции было настолько существенным, что выигрыш от него оказывался слишком маленьким для того, чтобы запускать такие автомобили в серийное производство. Примерно в то же время на полигоне проходил испытания МАЗ-515 с двумя осями сзади и одной управляемой. Такое решение было намного более выигрышным, на нем в итоге и остановились и запустили в серию.

Кроме того, добавление второй оси сзади позволило производителям грузовиков реализовывать колесную формулу 6х4 и даже 6х6, что в условиях плохих дорог было куда более целесообразно.

Вот как раз для плохих дорог создал машину с необычным расположением осей ЗИЛ, но уже в начале 90-х.

Автомобили проектировались для нужд МЧС и предназначались для работ в поисково-спасательных операциях. Заинтересованность в грузовиках повышенной проходимости проявлял и МинЭнерго. Благодаря двум заказчикам предполагалось обеспечить рентабельный уровень производства данных автомобилей, что сделало разработку нового грузовика целесообразной.

Было разработано целое семейство автомобилей:

ЗИЛ-497200

-3

Пассажирский автомобиль для перевозки до 25 человек. Пассажирский отсек имел автономный обогреватель и плиту для подогрева пищи.

ЗИЛ-497201

Фото coollib.net
Фото coollib.net

Автомобиль с портальным краном от "Синей птица"

ЗИЛ-497202

фото truck-auto.info
фото truck-auto.info

Автомобиль с однорядной кабиной и краном-манипулятором за кабиной

ЗИЛ-497204

-6

Отличался от предыдущего тем, что манипулятор находился на корме автомобиля

ЗИЛ-497205

Фото mack-group.ru
Фото mack-group.ru

Имел двухрядную кабину и манипулятор за ней. Наряду с моделью 497200 является выпущенным сравнительно большим тиражом, все остальные автомобили существовали в единичных экземплярах.

К моменту работы над семейством 4972 ЗИЛ уже создал легендарные автомобили для поисково-спасательных операций - легендарные "Синие птицы". Многие решения из той машины были использованы при проектировании нового семейства автомобилей.

Автомобиль имел две управляемые оси - переднюю и заднюю. Таким образом достигалась неповторимая проходимость - получалось, что задние колеса шли по траектории передних. Для такого решения на автомобиле было два гидроусилителя руля и механизм запаздывания поворота задней оси. Радиус разворота автомобиля составлял 10 метров - для сравнения, ЗИЛ-4331 требовал 8,6 метра для разворота, при этом был на два с лишним метра короче.

Несмотря на кабину от семейства 4331, с этим автомобилем семейство 4972 ассоциировать не стоит: от него у автомобиля только кабина, дизельный двигатель ЗИЛ-645 (185 л.с.) и 9-ступенчатая КПП, все остальные узлы либо сконструированы вновь, либо заимствованы из проекта "Синяя птица".

Все оси автомобиля имеют независимую торсионную подвеску, на колесах отсутствуют классические тормозные механизмы: тут стоят четыре трансмиссионных тормоза. Трансмиссия выполнена по схеме с бортовой раздачей мощности: колеса по каждому борту имеют жесткую кинематическую связь между собой, усилие передается на все колеса по борту.

-8

ЗИЛ-4972 способен преодолевать подъемы до 28 градусов на бездорожье и сыпучих грунтах, при этом расход топлива составлял 100 литров на 100 км. Автомобилю по силам было преодолевать снежную целину высотой до 400 мм, при этом расход топлива возрастал втрое в сравнении с обычным бездорожьем. Но грешить на двигатель тут не стоит: не надо забывать условия, в которых автомобили эксплуатировались. Если же ЗИЛ-4972 ехал по твердому покрытию, то расходовал всего 25 литров на 100 км - вполне конкурентоспособный показатель. При этом автомобиль был способен передвигаться динамично - его максимальная скорость была 82 км/ч.

Увы, как и множество других проектов ЗИЛа, этот стал амбициозным, но полноценно не реализованным. Производство автомобиля планировали освоить на Правдинском Заводе Радиорелейной Аппаратуры, под это нужно было финансирование, которого не хватало и освоение производства шло вялыми темпами. Собрано в итоге было несколько десятков автомобилей, новую жизнь проекту в середине 90-х дали нефтяники, заказавшие 40 машин для своих нужд.

ЗИЛ-4972 был непревзойденным автомобилем на бездорожье, его планировалось выпускать в объеме 2000 автомобилей в год. Но планом было не суждено реализоваться, поэтому сегодня каждый экземпляр этого автомобиля пользуется высоким спросом вне зависимости от состояния. Например, единственный продающийся в настоящий момент ЗИЛ-4972 стоит 12 миллионов рублей.

Не забудьте поставить лайк. Подписывайтесь на наш блог - впереди будет много интересного!

Авто
5,66 млн интересуются