Найти тему

Может ли на самолете внезапно закончится топливо?

Да, такое возможно, на самолете может закончиться топливо. Но не переживайте, пилоты узнают заблаговременно о том, что на борту осталось мало топлива, если конечно у нас не отказал блок вычисления количества топлива (БВКТ) или появилась течь в баке, но и здесь не все так просто. Итак, давайте же разберемся.

Предлагаю разобраться на примере самолёта Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100 или по другому RRJ-95).

Sukhoi Superjet 100
Sukhoi Superjet 100

Что ж, начнем с простого. Мы летим на высоте 11000 тысяч метров над землей, вдруг срабатывает сигнализация и на дисплей EWD (центральный дисплей) в кабине пилотов приходит аварийно-сигнальное сообщение "FUEL QTY MIN" (минимальное количество топлива). Это сообщение гласит нам о том, что остаток топлива в самолете 800 кг, что равно приблизительно 30 минутам полета. 30 минут, так мало? Нет, этого вполне достаточно для того, чтобы пилоты смогли найти ближайший аэропорт и совершить там посадку.

Кабина SSJ-100
Кабина SSJ-100

К слову, чтобы стало чуточку понятнее, все текстовые аварийно-сигнальные сообщения выводятся на дисплей EWD (информация связанная с двигателями, а так же предупреждения), который находится между пилотами на переднем пульте управления.

Дисплей EWD
Дисплей EWD


Следующая ситуация, у нас
отказал блок вычисления количеством топлива (БВКТ), формируется аварийно-сигнальное сообщение "FUEL FQIC FAULT", теперь все усложнилось, но не критично. Почему? Все просто, самолёт заправляют топливом с запасом, чтобы в случае чего он мог уйти на запасной аэродом и благополучно приземлиться. К тому же, пилоты знают о количестве топлива, которое было изначально на самолёте, средний расход топлива двигателями (сколько они кушают) и время вылета. Зная эти данные не сложно вычислить сколько топлива уже израсходовано, а сколько осталось.

Чтобы было понятнее, что видят пилоты, держите схему (мнемокадр на дисплее MFD - мультифункциональный дисплей), на которой отображаются все необходимые данные. Но, данная схема индицируется (показана), когда блок вычисления количества топлива исправен.

Мнемокадр "FUEL" на дисплее MFD
Мнемокадр "FUEL" на дисплее MFD

А что видят пилоты если блок вычисления количества топливом (БВКТ) отказал? Почти тоже самое, за исключением того, что они не видят остаток топлива в баках.

Мнемокадр "FUEL" при отказе блока БВКТ на дисплее MFD
Мнемокадр "FUEL" при отказе блока БВКТ на дисплее MFD

Двумя вопросами меньше, остался третий - течь топливного бака. В кабине раздастся одиночный удар колокола и появится сообщение: "FUEL LEAK DETECTED" (утечка топлива), "FUEL LEFT SIDE LEAK DET" (утечка топлива из левого крыльевого бака), "FUEL RIGHT SIDE LEAK DET" (утечка топлива из правого крыльевого бака). Ситуация не самая благоприятная, ведь непонятно, откуда именно идет утечка топлива. А вдруг оно вытекает прямо в фюзеляж? А может просто за борт?

Если рассматривать первый вопрос, то эта ситуация является самой не благоприятной, т.к. любая искра может вызвать пожар и все вытекающие из этого последствия.
Во втором же вопросе все чуточку проще,т.к. топливо может вытекать сразу за борт самолета. Но кто-то может сказать: "Оно же вытекает над двигателем! Топливо загорится, пламя попадет внутрь топливного бака и произойдет взрыв!". На самом деле, взрыва не произойдет, т.к. в надтопливном пространстве
нет воздуха, там азот, который туда попадает благодаря системе нейтрального газа (если вдруг вам стало интересно, что это за система, пишите в об комментарии и я напишу статью на эту тему) .

Итак, давайте же подведем итоги. Во всех трех случаях пилоты заблаговременно узнают о случившемся, будь то течь топлива, отказ БВКТ или минимальный запас топлива и примут все меры для обеспечения безопасности полета. А пассажиры вряд ли заметят, что что-то произошло. Как видите, топливо на самолёте не может просто взять и внезапно закончиться, что говорит нам о высокой надежности самолёта.

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы ничего не пропустить! А так же пишите в комментарии темы,на которые вы бы хотели получить ответы.