”La sindrome di Stendhal” (Синдром Стендаля) (1996). Синдром Стендаля – во многом уникальный вид психического расстройства, жертвами которого, однако, становится довольно много людей, в основном тех, кого можно причислить к лицам с нестабильной психикой, от художников и музыкантов до полицейских и врачей. Синдром вырывается из подсознания монстрами в виде обмороков и даже галлюцинаций в тот момент, когда жертва оказывается наедине с красотами природы или произведениями искусства.
Младший инспектор Анна Манни испытала это на себе, зайдя в легендарную флорентийскую галерею Уффици с собраниями полотен Боттичелли и других прославленных живописцев. Девушка оказалась там вовсе не из любви к искусству – телефонный звонок, по ту сторону – женский голос, буквально одна фраза – «Человек, которого вы ищете, будет в галерее завтра утром». И он действительно был там, но Анна, взглянув на «Падение Икара» авторства Брейгеля, потеряла сознание, а когда пришла в себя, то выяснилось, что у нее из сумочки пропал пистолет.
Позже тот, кого она искала, пришел к ней сам. Альфредо Гросси, психопат, изнасиловавший в Риме 15 женщин, нескольких из которых убил. Оставил он кровавый след и во Флоренции, именно поэтому начальство послало туда синьориту Мани. Однако прежде чем она успела обменяться информацией со своими коллегами в местном департаменте полиции, была и сама изнасилована тем, кого мечтала бы навеки посадить за решетку.
После этого Альфредо исчез, а что до Анны, то она получила новое оружие, обязательство два раза в неделю посещать штатного полицейского психолога и недельный отпуск – в родительском доме, где никогда не пахло любовью и лаской. Манни хватало и своих демонов, но Гросси возник вновь, ведь однажды испробовав вкус ее крови, он не захотел и не смог отпустить ее просто так. У Анны вновь получается сбежать и спасти собственную жизнь, при этом жестоко ранив Альфредо… почти убив его. Но покончила ли она с психопатом раз и навсегда? А если с ним – да, то нет ли поблизости еще одного, хуже чем десяток покойных Гросси?
Этот фильм никогда и никем не был упомянут в числе наиболее удачных работ Дарио Ардженто, во всяком случае если говорить об отзывах маститых критиков и многочисленных рейтингах хоррорманов. Там все просто и понятно: «Кроваво-красный», «Дрожь», «Суспирия», и так далее. Никаких «Синдромов Стендаля». Однако ж фильм интересен, и он на голову выше «Игроков» на пару с «Матерями слез». И с точки зрения техники, и с точки зрения сюжета.
Кто сказал, что в 90-х Дарио окончательно завязал с экспериментами с тенями, светом и цветами? Здесь немало сцен, чисто визуально выполненных на том же уровне, что и самые яркие моменты упомянутой выше «Суспирии». Обратите внимание хотя бы на эпизод с первым изнасилованием Анны и рассечением ее нижней губы. В плане жесткого «мяса» - почти ноль, но как насчет скрепки и ногтя? Вроде бы безобидно, почти сиюминутно, но меня, давнего любителя сплэттеров, чуть не вывернуло наизнанку. Сюжетно «Синдром» не менее интересен, чем та же «Дрожь». Конечно, это не giallo, но ведь у Ардженто на славу получалось не только «желтое кино»!
Великий итальянец всегда (во всяком случае, до позорной экранизации «Дракулы») работал с двумя темами: безумные убийцы и демонология. Таким образом, этот его фильм запросто можно поставить на ту же полку, где уже давно покоится почти безукоризненный «Феномен». Прежде чем перейти к техническим моментам и актерским работам, стоило бы отметить несколько исторических фактов. Во-первых, «Синдром» стал самой финансово успешной в Италии лентой Ардженто, собрав там без малого около четырех миллионов долларов.
Во-вторых, это первый итальянский фильм, в котором нашлось место CGI (см., к примеру, сцену с принятием главной героиней таблеток или эпизод с выстрелом в челюсть одной из жертв Альфредо). В-третьих, пролог снимался в самой настоящей галерее Уффици – в этом плане «Синдром» был первым. И последним. В-четвертых, это всего лишь один из пяти фильмов Дарио-режиссера с участием его дочери Азии-актрисы, вместо которой, кстати, роль Мари изначально должна была играть Бриджит Фонда, потом – Дженнифер Джейсон Ли. И вот теперь самое время поговорить об актерах. Азия здесь прекрасна! Так же ли она была хороша в других фильмах отца? Мой ответ – нет!
Работы остальных, к сожалению, разнятся от плохих до нормальных. Томас Кретчманн неплох в роли Альфредо, но не более того. А вот Марко (экс-бойфренд Мари) и ряд других исполнителей второстепенных ролей тянут максимум на уровень плохого телесериала. Впрочем, Азия их намертво затмевает, и этого достаточно. Теперь о «картинке». После самых ярких фильмов Ардженто родом из семидесятых и восьмидесятых, эта – однозначно номер один. Чего стоит хотя бы зыбкая грань между картинами и реальностью, что с такой легкостью переходит главная героиня?
Сюжет четко делится на две части, час – одной, час – другой. Но возможно именно за счет этого «Синдром» не кажется затянутым. Да и неудобоваримым тоже. Как и всегда в случае с Ардженто, на фильм тяжелым грузом упали кирпичи критики: «ничего не понятно», «сценарий безумному итальянцу не нужен», и так далее. Вы это серьезно? А если посмотреть фильм еще раз, чуть-чуть внимательнее? Черт возьми, да тут все просто и понятно, более того, что непривычно для Дарио, в чем-то предсказуемо. Это не делает «Синдром» хуже. Напротив – лучше! И, вкупе с множеством других плюсов, автоматом отправляет «Стендаля» в Top-10 лучших хорроров маэстро.
8/10