Многие наверняка видели на дорогах или в роликах на ютубе крохотный грузовичок с кузовом, который своим внешним видом вызывает улыбку, а первая мысль, которая приходит в голову, звучит не иначе как "это что еще за самоделка?". Нет, это не самоделка, это - Multicar 25.
Выпускались грузовики в ГДР концерном IFA, который объединял в себе всех автопроизводителей Восточной Германии. Концерн объединял 18 заводов, часть автомобилей выпускалась под маркой IFA, часть - имели собственные названия, например Trabant. Производство автомобилей ежегодно наращивалось и к середине 80-х концерн суммарно выпускал 250 тысяч автомобилей в год (для сравнения, в 1970 году IFA выпустил только 150 тысяч автомобилей, а в 1960 - 76 тысяч). Конец производственного объединения наступил в 1991 году после всем известных политических событий - часть заводов была возвращена историческим владельцам, часть просто оказалась неконкурентоспособной и быстро сгинула в рядах банкротов. А вот Multicar остался и функционирует до сих пор.
Сперва производитель занимался производством сельскохозяйственной техники, но в 1956 году выпустил первый грузовик малого класса - Multicar-21.
Водитель в автомобиле располагался стоя, управление осуществлял с помощью рычагов, от дождей водитель не был защищен, поскольку крыши автомобиль не имел. Приводил в движение 21-ю модель шестицилиндровый дизельный двигатель. Затем были 22 и 24-я модели, они имели более мощные двигатели и водитель был защищен от непогоды кабиной, постепенно увеличилось количество навесного оборудования с 5 до 14 видов. И вот, в 1978 году немецкий завод выпускает 25-ю модель!
В кабине нового автомобиля наконец-то могли поместиться двое пассажиров, автомобиль получил двухлитровый дизельный мотор мощностью 45 л.с. - за эту особенность грузовичок стал особенно любим в СССР в 80-е, когда цены на топливо стали ощутимыми, а большинство советских автомобилей малой тоннажности имели бензиновые двигатели.
Для работы с навесным оборудованием в КПП автомобиля была предусмотрена замедленная передача, также в ней было 4 обычных передачи. На пониженной передаче грузовичок передвигался со скоростью 2 - 4 км/ч. Тормозная система была двухконтурной с гидроприводом, электрооборудование ограничивалось системой зажигания, освещением и стартером с генератором - проще не придумаешь. Также в кабине был отопитель и двухскоростной вентилятор.
Помимо стандартных видов прицепного оборудования на базе этой модели делали автовышку (высота подъема - до 10 метров!), автомобили для уборки улиц, был также и самосвал - самый любопытный экземпляр, как раз их и можно встретить еще на дорогах нашей страны.
Объем кузова составлял 1,1 кубометра, была возможность надстроить борта и увеличить объем до полутора кубометров. Поражал и угол подъема кузова - 76 градусов! Была также версия с разгрузкой кузова на три стороны. Увезти самосвал мог до 2,1 тонны груза.
"Букашка" разгонялась до 50 км/ч, одинаково комфортно себя чувствовала на асфальтированных дорогах и на дорогах с грунтовым покрытием, за счет тяговитого дизельного двигателя и блокировки дифференциала заднего моста машинка могла прокарабкаться и по бездорожью - но, естественно, не вглубь леса к лесовозам.
Крохотный автомобиль был по размерам соизмерим с обычной легковой машиной: 4,2 метра длина, 1,8 - ширина, высота - 2 метра. Была также машина с удлиненной на 70 см базой.
Год выпуска автомобиля был удачным и пришелся как нельзя кстати для СССР - страна вовсю готовилась к Олимпиаде и маленькие автомобили для коммунальных служб были крайне необходимы. В итоге к 1983 году в СССР трудилось 4 тысячи Multicar 25, всего же до 1992 года было поставлено 20 тысяч автомобилей.
Расход дизельного двигателя составляет 8-10 литров на 100 км, за счет владельцы этих автомобилей до сих пор успешно подрабатывают, в основном в дачных обществах в летний период. Предположу, что проблема у крохотного грузовика сейчас одна - слишком большие ковшы экскаваторов в карьерах, которые могут одним движениям закопать весь грузовичок вместо того, чтобы наполнить кузов.
В 1992 году производство модели было прекращено, но ниша была настолько интересной и востребованной не только в рамках соцблока, что завод продолжил выпускать востребованную технику. Multicar 26 выпускался с двух- и пятиместной кабиной, он оснащался 78-сильным двигателем и разгонялся до 90 км/ч, при этом габариты остались неизменными. В 2001 году автомобиль претерпел ряд изменений и модель стала называться Multicar 27, ее в движение приводит уже 102-сильный двигатель. Появились и более мощные версии, грузоподъемность увеличилась до 2,7 тонн, а максимальная скорость до 110 км/ч. Была также сделана версия Multicar-Tremo, получившая полный привод и подруливающие задние колеса.
Multicar выпускает грузовики и сегодня, количество навесного оборудования увеличилось до 100 позиций, на предприятии работает около 200 человек, а все автомобили собираются на заказ.
Multicar 25 имеет много поклонников в России, многие их восстанавливают из любопытства и интереса ради - так, например, один из владельцев приобрел долго стоявший автомобиль и после ряда работ смог запустить простоявший 15 лет без работы двигатель. Автомобиль простой не только в эксплуатации, но и в ремонте, хотя некоторые запчасти сейчас на него достать проблематично. А у любителей на просторах интернета есть даже свой фан-клуб, называется он одноименно с моделью, легко найдете при желании.
Не забудьте поставить лайк. Подписывайтесь на наш блог, впереди будет много интересного!