Найти в Дзене
Всякие штуки

Никто не любит современное искусство

Наверняка, вы много раз видели странные картины и непонятные штуки под названием "современное искусство". Они могут выглядеть мрачно или глупо, не отличаться от привычных вещей, которые есть у каждого из нас дома или вообще представлять собой гору хлама.

Работа художника Теодосио Ауреа. Источник: artdoart.com
Работа художника Теодосио Ауреа. Источник: artdoart.com

Но что отличает мусор от искусства?

Смысл, который автор вкладывает в свою работу.

Дюшан, "Фонтан", 1917 г. Источник: вербум.рф
Дюшан, "Фонтан", 1917 г. Источник: вербум.рф

Всё началось с Марселя Дюшана, который решил выставить в музее в качестве экспоната обычные бытовые предметы (реди-мейд): мужской писсуар, подставку для столовых приборов, колесо от велосипеда. Публика была в шоке.


«Он был уверен, что изобрёл новый вид скульптуры: теперь художник мог выбрать любой предмет, который выпускается массово и имеет известную эстетическую ценность, и, освободив его от функционального предназначения (другими словами, сделав его бесполезным), дав ему название и поместив в новый контекст, превратить его в произведение искусства».

Писсуар был представлен в 1917 году на выставке Общества независимых художников.

Дюшан. Велосипедное колесо. Источник: artrue.ru
Дюшан. Велосипедное колесо. Источник: artrue.ru

Что вкладывал Дюшан в эти предметы - глубокий смысл или желание посмеяться над людьми?

А что вкладывает современный художник?

В любом случае, мы узнаем об этом лишь прочитав аннотацию к конкретной работе.

Автор Саймон Бирч. Источник: https://twizz.ru
Автор Саймон Бирч. Источник: https://twizz.ru

Мы привыкли к классическому искусству: восприятие происходит не очень сознательно - через цвет, сюжет, позы и выражения лиц людей, время года, обстановку, динамику или статику.

Боттичелли, «Рождение Венеры» 1486 г.
Боттичелли, «Рождение Венеры» 1486 г.

Мы сопереживаем героям или осуждаем их, замираем, глядя на величие природы, любуемся сочными пейзажами.

Айвазовский, «Девятый вал», 1850 г.
Айвазовский, «Девятый вал», 1850 г.

Эти реакции заложены в нас природой, опробованы множеством предыдущих поколений. Художники и скульпторы стремились максимально точно передать определённую эмоцию зрителю. Наблюдателю не нужно было думать, что же изображено - это и так было понятно. Максимум, чем мог занять себя зритель - искать тайные знаки и символы (например, у Брейгеля), трактовать которые, например, мы уже разучились (потому что раньше искусство было не для всех, а теперь доступно, в том или ином виде).

Здесь изображен не просто зимний пейзаж, а повествование о суровой жизни: охотники вернулись практически без добычи. Кто-то не переживет зиму.

Питер Брейгель Старший, «Охотники на снегу», 1565 г.
Питер Брейгель Старший, «Охотники на снегу», 1565 г.

Теперь же произведение осмысляется не на эмоциональном уровне, а на более высоком - сознательном. Проще говоря, нас заставляют пораскинуть мозгами, вникнуть в смысл представленного объекта, прочесть название и описание.

Трэйси Эмин, «Моя кровать», 1998 г. Источник: lookatme.ru
Трэйси Эмин, «Моя кровать», 1998 г. Источник: lookatme.ru
«Многие дети оставляют свои кровати неубранными и разбрасывают вещи по комнате, но если внимательно посмотреть на эту инсталляцию Трэйси Эмин, становится ясно, что кровать принадлежит взрослому человеку. Когда эта работа впервые была показана, записи, аппликации, видео и фотографии были повешены на стенах вокруг работы — все они показывали, что автор переживает персональную травму, а также страхи и беспомощность».

Порой описание и содержание могут коренным образом различаться, по крайней мере, для зрителя. Смотрящий не понимает, почему ему показывают, скажем, матрас в краске, а в описании значатся какие-то философские цитаты.

Мы не любит думать без надобности. Мы любим чувствовать. Испытывать эмоции. Желательно, приятные. Но и через катарсис тоже пойдёт.

Эдгар Дега,  «Голубые танцовщицы» 1897 г.
Эдгар Дега, «Голубые танцовщицы» 1897 г.

Современное искусство заставляет анализировать, сравнивать, рефлексировать. Оно приводит нас в ужас или вызывает недоумение. Мы не понимаем, что конкретно хотел сказать автор и диалога не случается.

А все оттого, что чужая душа - потемки.

Майк Келли «Больше часов любви, чем можно возместить, и расплата за грехи», 1987 г. Источник: lookatme.ru
Майк Келли «Больше часов любви, чем можно возместить, и расплата за грехи», 1987 г. Источник: lookatme.ru