Наверно, каждый встречал на просторах интернета фотографии "боевых" советских автомобилей, которые круто входили в поворот или что-то в этом вроде. Предлагаем сегодня разобраться, какие автомобили из СССР защищали фронт автомобильных гонок.
LADA 2000 MTX RACING A5
Начнем с автомобиля LADA 2000 MTX RACING A5, который был построен чехословацкой фирмой Metalex (MTX). Стоит сказать пару слов о компании MTX, занимающаяся изначально металлическими изделиями, и строящая планы разработки спортивных гоночных версий обычных гражданских серийных автомобилей. Примерно в 1978 году был построен проект на базе автомобиля ВАЗ 21011.
Что же было сделано? Для начала стандартный кузов был заменён на облегченный вариант кузова со вставками из стекловолокна. Безусловно, претерпел изменения и интерьер - сняты все декоративные элементы, а вместо привычного торпедо - исключительно необходимые датчики (температура ОЖ, температура и давление масла, датчик уровня топлива). Поскольку это гоночный автомобиль, - изменения коснулись и подвески - "Передняя подвеска была оснащена шаровыми SKF и усиленным стабилизатором толщиной 28 мм. Задние полуоси были оснащены подшипниками SKF, были значительно длинней и выступали из стандартных задних арок".
Были заменены все тяги, установлены амортизаторы Bilstein и пружины Lada Rally". Конечно, "сердце" автомобиля тоже было усовершенствовано - 2-х литровый двигатель с экспериментальной 16-клапанной крышкой и сдвоенными карбюраторами Вебер на основе двигателя ВАЗ 2101. Подобный силовой агрегат выдавал на 8000 оборотов около 200 л/с!
ВАЗ 2105 VFTS
Более известная штука - VFTS. Для начала - небольшой исторический экскурс: что такое VFTS? Дословно эта аббревиатура расшифровывается как "Вильнюсская фабрика транспортных средств" и то, что её родина это Литва - думаю понятно. Основателем принято считать не кого-то, а Стасиса Брундзе, которые выступал не только как идейным вдохновителем, но и гонщиком. VFTS работала с несколькими автомобиля производства ВАЗа - в том числе и с ВАЗ 21011, или LADA 1600 Rally.
И только к 1980-м годам группа Брундзе добралась до легендарной ВАЗ 2105! Логичный вопрос - что было нового? Ну, как и с LADA 2000 MTX первое, что было предпринято - снижение массы автомобиля. Разница в том, что в отличии от чехословацкой компании, VFTS достигала снижение массы путем замены деталей на алюминиевые аналоги. После всех манипуляций масса автомобиля была в районе 800 кг.
Стандартный двигатель объёмом 1,6 тоже был изменен (осуществлялась замена шатунно-поршневой группы) и форсирование путем питания сдвоенными карбюраторами Вебер. Мощность подобного ДВС была около 160 л/с и позволяла разогнать "Пятёрку" до сотни за менее чем 7 секунд.
Отличительной чертой автомобилей, выходивших из под пера VFTS, был аэродинамический обвес, который вошел в историю под именем компании.
НИВА Т3
Далее стоит поговорить о таком мастодонте бездорожья, как Нива. Все началось с того, что в 1978 году ВАЗ официально представил миру ВАЗ 2121 "Нива". Но казалось бы, при чем тут официальная премьера и спорт? Дело в том, что официальный дилер Лада во Франции был Жан Жак Пок, который подготовил Ниву к участию в Дакаре!
Для начала, стандартный двигатель был заменен на двигатель от ВАЗ 2105 VFTS, установлен каркас безопасности и установили бак побольше. Этих изменений было достаточно, чтобы Нива в 1981 году заняла 3-е место.
В дальнейшем, на Ниву был поставлен и карбоновый кузов, и более мощный двигатель. Она занимала пьедестал ещё ни раз!
LADA SAMARA T3
Время шло, на смену классическому поколению ВАЗа пришли другие - например, LADA SAMARA. Всё началось в 1983 году, когда был создан первый серийный вариант переднеприводного (!) автомобиля Волжского завода - ВАЗ 2108. Новый автомобиль незамедлительно был вписан в будущую историю автомобильных гонок.
В 1989 году всё тот же Жан Жак Пок подготовил LADA SAMARA T3 по полной программе: сначала тяжелый кузов заменили на стеклопластиковые панели, по очертаниям машина всё также напоминала ВАЗ 2108; дальше подвеска - тут в дело вмешались представители Porsсhe, который установили полный привод, всю подвеску и даже ДВС от Carrera 4 объемом 3,6 литра максимальной скоростью 220 км/ч.
LADA EVA
Новый переднеприводный ВАЗ запал и к известному нам Стасису Брундзе. Проект получил название LADA EVA, а причиной тому - переименование компании в Экспериментальный Вильнюсский Автозавод. Стасис оставил от "восьмерки" лишь оптику, двери и лобовое стекло. На новую раму прикрепили стеклопластиковые панели, каркас безопасности; двигатель решили установить от ВАЗ 2106, модифицировав его турбонаддувом.
Подобные манипуляции позволяли развить порядка 300 л/с, да и к тому же ещё на задний привод! Уникальным проект Брундзе делает то, что спорткар даже поместили в аэродинамическую трубу! Известно, что было изготовлена 2 варианта авто: для дневных гонок и для ночных (с большим количеством фар).
Конечно, история отечественного автоспорта на этом не останавливается. Но мы рассказали, как нам показалось, наиболее интересные проекты родом из СССР с самыми заурядными подходами и решениями.
Спасибо за внимание!