Найти тему
Домашний турист

Виртуальные прогулки: Творения Бартоломео Растрелли в Санкт-Петербурге

Любой турист, приезжающий в Санкт-Петербург, стремится посетить в первую очередь Эрмитаж (Зимний дворец), Строгановский дворец, Смольный монастырь, увидеть Большой Петергофский и Екатерининский дворец в Царском Селе.

И при этом многим невдомёк, что все эти удивительные сооружения возведены по проектам одного архитектора, отдавшего этому городу, этой стране более пятидесяти лет своей жизни – Франческо Бартоломео Растрелли.

Источник фото

В 1703 году царь Пётр I заложил на бывших шведских землях крепость, которой впоследствии суждено будет стать городом Санкт-Петербургом.

Задумав выстроить на этом месте новую столицу, отвечающую всем европейским стандартам, Пётр начал подбирать для этого лучших мастеров со всей Европы – инженеров, художников, строителей, архитекторов.

И в числе приглашённых тогда оказывается и итальянский скульптор, проживавший на тот момент в Париже, Бартоломео Карло Растрелли со всей своей семьёй.

Среди приехавших с ним был и шестнадцатилетний Франческо Бартоломео Растрелли, ставший вскоре известным русским архитектором.

Отец подписал с царём контракт, по которому соглашался трудиться в Санкт-Петербурге в течение трёх лет, зато для его сына Россия становится впоследствие второй родиной.

Если поначалу Франческо Бартоломео выступает лишь в качестве подсобного рабочего, помогая отцу, то уже через двадцать лет слава о нём гремит на всю Россию (впрочем, известен он и за пределами великой державы).

Конечно же, основные творения он возвёл на территории города, впервые принявшего его – Санкт-Петербурга.

Первой самостоятельной работой молодого архитектора стал Кантемировский дворец, что находится на Дворцовой набережной.

Хозяину, заказавшему проект, Дмитрию Кантемиру, так и не довелось пожить здесь, однако сын по достоинству оценил это довольно пышное барочное строение и назвал Растрелли «искусным архитектором», а само здание – «в украшении великолепным».

-2

Источник фото

Вскоре, построив ряд сооружений, в числе которых дворец Анны Леопольдовны в Летнем саду, Аничков мост, Растрелли получает от императрицы Елизаветы звание обер-архитектора.

Собор Смольного монастыря
Собор Смольного монастыря

Источник фото

И указ на строительство Смольного монастыря, ставшего впоследствие одним из самых знаменитых творений скульптора. Это был новый, непривычный для России того периода, проект – без крепостных стен, с высокой колокольней над въездными воротами.

Правда, Елизавета Петровна велела переделать его и построить по православным канонам. Тем не менее, строился монастырь с необычайным размахом.

-4

Источник фото

Однако в связи с Семилетней войной проект Растрелли не был завершён, его достраивал по приказу взошедшей на престол Екатерины II уже другой архитектор. Но даже то, что успел возвести Франческо Бартоломео, восхищало масштабами.

В 1752 году Растрелли начал перестраивать Большой Екатерининский дворец в Царском Селе – он казался Елизавете маленьким и старомодным.

После грандиозных работ, длившихся четыре года, свет увидел огромный 325-метровый дворец, потрясший и местную знать, и иностранных гостей.

-5

Источник фото

Дворец был построен в новом стиле, получившем название русское барокко. Большие колоннады, углубления окон, обилие скульптур и лепнины, многоцветие фасадов (удивительное сочетание голубого с золотистым) придавали всему его облику праздничности и торжественности.

К сожалению, Екатерининский дворец был сильно разрушен в годы Великой отечественной войны, и до сих пор здесь продолжаются восстановительные работы.

-6

Источник фото

Примерно в эти же годы по проекту Растрелли строится Строгановский дворец – ещё один его шедевр в стиле русского барокко.

-7

Источник фото

А после завершения Царскосельского Елизавета Петровна поручает архитектору строительство Зимнего дворца. Как известно, всего их возводилось несколько. В 1753 году императрицей был издан указ о строительстве четвёртого из них.

-8

Источник фото

Это сооружение, известное ныне, как Эрмитаж (Зимний дворец) представляет собой огромный замкнутый четырёхугольник с внутренним двором.

Но, несмотря на громадность сооружения, вы не увидите в нём ни монотонности, ни однообразия: живописные колонны, декоративные вазы и статуи, даже углы здания украшены пилястрами и колоннами.

-9

Источник фото

Каждый фасад при этом не похож на другие три. Подобного такому дворца не было на тот момент во всей Европе.

К сожалению, с приходом к власти Екатерины II старый мастер стал не нужен царскому двору. Ни российскому, ни прусскому, ни курляндскому, которым предлагал свои услуги отвергнутый Растрелли. Эпоха барокко была завершена.