Даже если человек тщательно «замаскирован под куст»: внешне никак не просматривается, что его прадед висел на воротах Смольного, ждал, «когда бабахнет».
Я с некоторой долей скепсиса отношусь к людям, которые неуважительно относятся к родному языку. Не понимают (или не признают), какое сокровище им досталось от предков. Для меня владение «русским литературным», это - прикосновение к святая святых. Даже сегодня, перечитывая любимые книги, могу зареветь от восторга, хотя уже не молоденькая девочка – взрослая женщина. Просто язык «Пушкина и Достоевского» очень люблю. И для меня это – не фигура речи.
Я выросла с богатой «бабушкиной библиотекой», которую собирала еще прабабушка во время жизни в Белокаменной. Когда ее с детьми (после расстрела прадеда) репрессировали в 30-х, она забирала не вещи, а иконы и книги. Потому что нужно было уже одной поднимать 6-х детей. Выводить их в люди.
Отсюда – в нашей семье читали и читают все. И язык, на котором я говорю, это язык моей прабабушки. У нее была на удивление образная, живая речь. Я могла слушать ее часами! Ее родители тоже заботились о том, чтобы у сына и 4-х дочерей было образование. И в их семье тоже читали все (и не только поваренные книги!).
Я уже не раз отмечала в своих статьях и в комментариях под ними, что за звуковую сторону речи отвечает фоника. Согласитесь, когда у человека мелодичная, правильная речь, его приятно читать. В бытность я учила своих студентов находить в текстах «лишнее слово», которое ломает стройную звуковую структуру речи, нарушает ее восприятие.
Зачастую по фонике мы можем определить даже авторство текста. Потому что у писателя (или райтера), владеющего речью, свой неповторимый стиль. Когда он выстроен мелодично, то и воспринимается как музыка. И по уровню владения звуковой стороной речи можно узнать, насколько человек начитан и даже воспитан! Да, да! В мелодичных художественно-литературных текстах практически не бывает агрессии (хотя при помощи ассонанса и аллитерации можно создавать и такие).
К чему я это пишу? Каждый день читаю в комментариях реплики псевдоинтеллектуалов, суть которых сводится к одному – «Убирайтесь в свою деревню! Петербург – город высокой культуры». Речь при этом не просто хамская, но и фонически рваная, с обилием просторечий и сниженной лексики, контекстуально оскорбительная.
Вот сегодня, к примеру, отличилась воинственная в комментариях и с виду, гражданка Харченко, которой тяжело было правильно сформулировать свой дискурс, поэтому она просто стала поливать комментаторов грязью. Хотя в профиле у этой энергичной дамы стоит статус "Я - супер!". (Остается только тяжело вздохнуть).
Почему они так говорят и так себя ведут? Из них вылезает наружу т.н. «историческая память», наследство их родовой среды. Просто в их генах изначально было заложено, что «только так себя и нужно вести». Иначе – никак. Ответом на брань, по их логике, должна быть брань. Ответом на эмоционально нейтральную реплику – тоже брань, потому что других поведенческих моделей они не знают. Для них Пушкин, извините, не родной! Он же тоже в бытность, бедолага, «понаехал» и испортил своим «великим и могучим» их жизнь. И им вдруг стало мучительно тяжело дышать.
А, в общем-то, остается только пожалеть тех, кому нечего оставить своим потомкам, кроме 4-х стен и счетов за эту квартиру. Это и есть их – великое достояние. Вкупе со штампом с пропиской. Грустно.