Найти тему
Mentalblogger

Что делать, если пациент плачет на приеме? Границы между врачом, психологом и пациентом

Оглавление

Когда человек плачет, ему не нужно с первых секунд утешение, салфетки и слова поддержки. Выждите минуту и ничего не говорите, потом предложите салфетку, если это возможно. Минута безопасного молчания - вот, что нужно каждому.

  • Отложите ненадолго свое мнение. Сосредоточьтесь на человеке перед вами, настройтесь на то, что происходит с ним.
  • Используйте образы, которыми он делится, его эмоции или обстоятельства, и попытайтесь поместить себя туда, чтобы увидеть, каково это - быть им.
  • Просто слушайте. Мысленно уменьшите громкость собственного голоса и увеличьте голос другого человека.

Слезы - это эмоции, вызванные биохимией организма в ответ на раздражители. Это может быть реакция на горькую правду или воспоминание прошлого. Слезы помогают обработать трудный опыт, стабилизировать психику и пойти дальше.

Слишком рано прервав человека, вы не позволите ему полностью пережить эмоции и лишите возможности быть самим собой. Ваши друзья, родные, дети и клиенты должны чувствовать себя безопасно в этот момент, чтобы делиться всеми своими мыслями, сомнениями и конфликтами, не боясь осуждения.

Что делать врачу, если пациент плачет?

Эмпатия никому не повредит. Не стоит держаться отстраненно специально. Вы можете ощутить грусть, сожаление и продемонстрировать эмоциональное сопереживание клиенту. Вы можете даже самораскрыться и сослаться на подобный опыт в вашей жизни. Эмпатия снимет защитные барьеры и позволит пациенту настроиться на позитив.

Однако эти эмоции не должны слишком долго оставаться в вашем теле и голове.

Создайте расстояние между вами и пациентом. Иначе эмоции не позволят сделать правильный выбор. Слишком сильная вовлеченность - это большой расход энергии врача. Пациентов приходит очень много, если не сохранять барьер, наступит выгорание от дистресса.

Где грань адекватности?

  • Сострадание и теплота к человеку - хорошо.
  • Умение принять чужую точку зрения - отлично.
  • Слияние с эмоциями клиентами, тревога, страдание, или решение собственных психологических проблем за счет пациента - нет.

Как создать барьер между врачом и пациентом?

  1. Мысленно произнесите "Стоп". Остановитесь и выдохните, чтобы распознать свои эмоции. Спросите себя: "Что я чувствую?". Признайте связь, которую вы ощущаете с этим человеком.
  2. Не цепляйтесь за эмоции. Не осуждайте себя за них. Расслабьте свое тело. Позвольте эмоциям пройти сквозь вас и утихнуть.
  3. Что вы хотите сейчас чувствовать? Спокойствие? Тогда осознанно выберите эту эмоцию, войдите в комнату или начните говорить, как спокойный человек.
  4. Определите, что нужно сейчас пациенту? Ваши эмоции и перетягивание одеяла на себя, или ваш опыт и мудрость? Обретите этот баланс и действуйте соответствующе.
  5. Человек сам даст понять, когда готов поговорить, либо сделать следующий шаг. Безопасное пространство позволило ему обработать трудные эмоции и снять стресс, который вызвал слезы. Он покажет, что готов жестом или словами, например: "Хорошо", "Извини, это глупо", "Расплакался как ребенок", "Не знаю, что с этим делать".

Если человек долго сидит неподвижно, спросите, о чем он думает и может ли поделиться мыслями?

  • Как только клиент будет готов рассказать о своем опыте, начните осторожно задавать вопросы о его переживаниях. Так вы покажете, что активно слушаете и хотите понять.
  • Старайтесь не исправлять говорящего. Вам не нужно в эти минуты быть полезным, нести ответственность за его исцеление или блистать умом.
  • Спросите, видит ли человек себя или свои проблемы теперь по-другому? Какие планы? И как его действия соотносятся с результатами, которых он хочет достичь.

Примите этот ответ. Пауза и тишина даст снова подумать. Не торопитесь. Человек может быть не готов полностью говорить о своей проблеме. Это придет со временем.

Не концентрируйтесь на целе остановить плач любой ценой, не пытайтесь заставить человека почувствовать себя лучше. Используйте этот момент, чтобы помочь клиенту увидеть себя, обрести ясность мысли.

Записаться на консультацию психолога: https://t.me/Mentalblogger (телеграм).

Я в Инстаграм (запрещенная в РФ организация), вконтакте, блог в телеграм.

В среднем консультация занимает 1,5 часа один раз в неделю, проходит по видеосвязи. Длительность зависит от задачи, которая стоит перед нами. Все индивидуально.

Читайте также:

Как принимать решения в трудные времена, основываясь на своих ценностях, а не на страхах

Как мозг обрабатывает страх, откуда появляется тревога и панические атаки? 2 примера, которые все объяснят

Как выбрать "своего" психолога, врача или любого другого специалиста? 6 пунктов вообще не про диплом

Один совет тем, кто годами спрашивает "Как мне полюбить себя?". Избавляет от неврозов и тревоги