Найти тему
Православная Отрада

Желание оправдываться и объясняться как преодолеть?

Оглавление

Самость человека

Желание оправдываться и объясняться - откуда оно берётся? И как его преодолеть?

После грехопадения Адама в нас не стало личности, личность изменилась в самость, хуже – в индивида. Человек теперь, будучи самостью, вступить в брань с самим собою, то есть с самостью не может. Это невозможно. Появляется желание оправдываться. Он может что-то делать с ветвями самости: умерить и придержать самоугодие,  самолюбие удержать внутри себя, ограничить что-то, окультурить, сделаться помягче, послабее, образованнее –  это может. Но с самим собой индивид или самость ничего делать не будет. Как же быть?

Побуждающая благодать

Из этого тупика возвращает нас апостол Павел: «Вернитесь, – говорит в послании к Евреем, – к началу» - то есть начните заново, и каждый раз начинайте от начала. Что это за начало? Это момент, когда мы пережили побуждение Божие. Благодать предуставляющая, невидимая и неведомая для нас  с какого-то момента явно побудила нас к церковной жизни и ко Христу. Даже те, которые сызмала росли в церковной семье и не знают этого сугубо выделенного периода побуждения, тем не менее, когда с ними говоришь и внимательнее смотришь их жизненный путь, оказывается, есть момент явного проявления побуждающей благодати. Когда церковная жизнь вдруг поменялось, маленькая, но внутренне явная, не замеченная окружающими перемена качества церковной жизни произошла – это есть момент побуждения.

-2

Появление света побуждающей благодати даётся при том, что человек продолжает быть  самостью. В этом действии благодати сокровенное наше вдруг поддерживается и оживает как личность, ибо благодать ни с чем в нас не может общаться и сообщаться, кроме как с той личностью, что от Бога. Это побуждение личности, отделение, выведение личности из самости, восстановление, очищение её от самостных изменений и совершается благодатью. И в побуждаемый период именно это и происходит.

Человек обнаруживает, что гордость – это плохо! Потом обнаружит, что он по гордости столько грехов наделал, хуже того, полагал, что человек – это звучит гордо! Мол, здорово, хорошо. Да, мы так жили. Но в таком состоянии  подступиться к себе-самости без Бога нельзя. Если только Бог Сам тебя узнает, изберёт из числа людей, потому Он и говорит: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин.15,16).  Когда Бог побудил, тогда первое, что делается благодатью – это сокрушаются две ветви самости – самолюбие и самоугодие. То и другое сопротивляется Евангельским заповедям. Более того, благодать, напротив, открывает нам в заповедях новую жизнь.

Что даёт нам благодать Святого Духа?

Семь подкреплений благодати Святого Духа

Пройдёт время и благодать сокроется, ожидая от нас, побежим мы за ней или не побежим, захотим эту жизнь, сокрушающую самость, или не захотим. Она сокрывается мудро – в тот момент, когда, во-первых, 1) дала опыт пробужденной жизни не просто религиозной, а жизни веры, данной свыше. Во-вторых, 2) она открыла нам не только внешний порядок церковной жизни, но и  внутренний. В-третьих, 3) она указала и дала нам в пример, в образец жизнь подвижников – в книгах познакомила с ними. Без неё мы бы не стали о них читать. Тем более с жаждой внимать образу их подвижнической жизни. При этом она 4) дала наставников: старших, духовно более опытных людей, с которыми Промысел Божий  познакомил нас, например, с нашими духовниками. 5) дала нам историю Церкви и в ней примеры хождения за благодатью, 6) дала нам Священное писание и учение о Церкви.  И 7) дала учения Церкви о святой жизни.  Только после этого она сокрылась.

-3

Иди за благодатью

Но что значит – дала? Разве действия с 3) по 7) не нами самими делаются, то есть людьми? Да, людьми. Но кто направит наше внимание на отдельные слова в тексте? Кто пробудит в нас ревность к этим словам или ревность по этим словам жить, поступать? Кто откроет нам сокровенный смысл слов и выражений? Через что сердце тронется умилением, покаянным чувством или благодарностью к Богу? Всё это даёт и делает благодать Святого Духа.

Таким образом, благодать предоставив нам семь разных подкреплений, сокрывается с тем, что бы мы, идя за нею, имели эти семь средств, вглубь нас идущей церковной жизни, средств, которыми можно пользоваться, чтобы снова ее стяжать. Для человека, который захотел стяжать благодать, из этих семи средств складывается в итоге вся его религиозная жизнь. Все остальное, что разоряет жизнь по благодати, надо убрать за пределы своего жизненного уклада. Это дела мира сего, события, занятия по духу времени и средства достижения успеха и успешности в мире сем. Это важнейший момент в подвижничестве. Для современного христианина самый трудный. Но без этого нет и православия.

Как бороться с желанием оправдываться и объясняться?

-4

Вопрос: В связи с этим у меня вопрос: Как преодолеть желание оправдываться и объясняться?

Ответ: Встречно спрошу и я вас: обращаетесь ли вы к тому опыту благодатного побуждения, через которое вы теперь в Церкви?

Обращаясь к нему, надо обратиться к семи средствам, которые уже перечислены и ими можно за благодатью пойти. Она, хоть и сокрылась уже в сердце, но она всегда сопровождает нас, она не ушла, она сокрылась и не где-то далеко, а в нас. Мало того, мы постоянно подкрепляем её таинствами - причащаемся, исповедуемся, соборуемся. Благодать постоянно подкрепляется в нас. Почему же мы всё равнодушнее и холоднее к ней? Оказывается, без собственного нашего действия по ее стяжанию эти семь средств ничего нам не дают.

Труд стяжания благодати

-5

В 20-е годы прошлого века монахи Нового Афона из этих семи средств в своей жизни имели 4-5 постоянно. Но 10 дней тюрьмы, в которую их посадили безбожные власти,  вдруг обнаружили, что от этого мало было толку. Только один из них с миром, с кроткой молитвой и безмятежным рукоделием находился в камере словно в монастыре, в келье, ожидая расстрела. Только один из них оказался с плодами стяжания благодати. Оказывается, к семи средствам должен был быть личный труд стяжания благодати. То есть исполнение Евангельских подвижнических наставлений. Исходя из них, нужно было составить простые правила, которые позволяли бы начать это делать. Например, правило – «Не объясняйся, не пререкайся, не укоряй». Из двух ветвей самости, по какой ветви мы объясняемся, а по какой пререкаемся? Подумайте,  вглядитесь в себя.

Участник беседы: По самолюбию пререкаемся.

Протоиерей Анатолий Гармаев: Да, самолюбие пререкается, потому что это старшая сестра самоугодия, которая готова отстаивать младшую сестру и саму себя. А самоугодие объясняется и оправдывается, ради удобной и уютной жизни. И поэтому когда человека прижмут, объясняет, разъясняет, дополнительно объясняет и порой остановиться не может.  Оправдывается, почему он это делал.  Всё ради того, чтобы сохранить удобство жизни. Так самолюбие, защищая ущемлённое самоугодие, обеспечивает ему хорошую жизнь: «Не утесняйте меня, не огорчайте меня. Не мешайте мне удобно жить», – говорит в объяснениях и оправданиях самоугодие. И самолюбие ей вторит и настаивает: «Я - хорошая, я - хороший. Ну, что вы меня трогаете, я же хорошая/хороший. – В чем ты хорошая? – Да я вам сейчас все объясню, вы только потерпите. А-а, вы не хотите слушать моих объяснений? Тогда я оправдаюсь. Адвокатов найду в своих мнениях о себе, в  мыслях, каких много передумал про себя,  и всю машину оправдательную включу и оправдаюсь». Вот, так работает желание оправдываться.

Как преодалеть само желание?

Вопрос: Как преодолеть само это желание объясняться, пререкаться? Речь идет даже не о действиях оправдания. Действие оправдания простое – закрой рот и оправдание прекратилось. А желание осталось. Как желание преодолеть?

Участник беседы: Надо от самости избавиться.

Протоиерей Анатолий Гармаев: Если по корням, то, конечно, надо сразу сокрушать самость. Есть великие народы, великие религиозные культуры, которые устроили великие религиозные практики – индийская - индуистская, японская, тибетская. Буддистская практика чего только стоит. Они работают с самостью? Нет, они от самости работают с самоугодием и с самолюбием до глубоких корней, почти до основания работают, но человека оставляют при этом в самости. И вы, сейчас объявив о том, что надо воевать с самостью как вы собираетесь воевать с ней? Разве вы больше, чем индуисты и буддисты? Человека как личность извлечь из самости или индивида могут только Дух Святой и Христос. Сам себя как личность человек после грехопадения уже не знает. Он весь индивид. Личность в нём не знают ни бесы, ни демоны.

Поэтому, когда восточные религиозные практики прибегают к их помощи в индуизме, буддизме, то через них человек только глубже и необратимо закрепляется в себе-индивиде, и заключенный в него, катится в нирвану, то есть. полное исчезновение. Получая при этом мистическое демоническое оправдание себе. Ни одна из этих практик личности не знает. Только Господь знает личность в человеке. Поэтому - «Кого предуведе, того предустави, кого предустави, того призва» (Рим. 8,29)

Перекинуться от желаний самости к желанию благодати

Участник беседы: Значит, надо «вернуться к началу» как апостол Павел сказал.

Протоиерей Анатолий Гармаев: Что это значит?

Участник беседы: Вспомнить, как благодать в тебе была.

Протоиерей Анатолий Гармаев: Да, надо обращаться к благодати, вспомнить начало своей церковной жизни. Обращаться к благодати не потому, что ты начитан, знаешь теперь об этом, не потому что ты учение о благодати читал или слушал, а потому что у тебя был опыт благодатного начала. То надо возжелать вместо желания оправдываться и объясняться? Быть в этой самой благодати.

-6

Если ты не возжелаешь быть в опытом данной тебе благодати, которая была тогда для тебя жизнь, то и не́чем преодолеть это желание оправдываться и объясняться. От чего в нас исходит это желание? От самости. Как невозможно опрокинуть самость человеческими силами, то есть самостью же, так невозможно и ее желание опрокинуть. Возможно, только перекинуться от желаний самости к желанию благодати. Потому что это желание, по милости Божией к нам, появилось в нас как начало личности, предуведенной и призванной, то есть вызванной из мрака самости любящим нас Богом. Если ты полюбишь жить с Богом, полюбишь единение с Ним, тогда ты перестанешь объясняться и пререкаться. Потому что удержаться в благодати станет тебе дороже.

Помогает этому ещё и природная скромность. Будь поскромнее, меньше будешь объясняться, пререкаться, пройдет желание оправдываться. В результате меньше выпячиваться будешь.

протоиерей Анатолий Гармаев