Большую часть моей жизни я был уверен, что человек уже рождается злым. Я был уверен, что человек должен выбрать Бога, чтобы затем изменить свою злую природу. Затем человеческая природа всю оставшуюся жизнь должна бороться, чтобы Бог мог продолжать менять ее к лучшему. Сейчас я верю, что все люди рождаются с хорошими и чистыми душами. По мере взросления в разные моменты жизни мы выбираем зло. Но в нашей природе заложена борьба за чистоту души, которая была у нас, когда мы были детьми. Опыт работы с наркозависимыми людьми, проститутками и осужденными подтверждает это. Человеческое существо крайне стойкое и я еще не встречал человека, который не хотел бы выглядеть хорошим. Книга Бытие говорит, что человек хороший (Бытие 1 глава), но позднее автор Псалма говорит, что он был грешен от рождения (Псалом 50:7). Помимо этого, апостол Павел говорит о том, что его греховная природа желает творить зло (Римлянам 7:18). Когда я пытаюсь обсуждать эту тему с другими христианами, они указывают на многочисленные места в Ветхом Завете, где говорится о грехах иудеев и других народов. Как человеческая природа может считаться хорошей, когда люди убивают детей, служат идолам и поворачиваются спиной к своему Создателю? Нелогично искренне любить людей, веря в то, что люди злые. Тяжело делиться с людьми Благой Вестью, когда знаешь, что каждый человек изначально был создан плохим. Гораздо привлекательнее верить в то, человек был особенным творением Бога, а Благая Весть помогает человеку вернуться к этому начальному состоянию. Несмотря на то, какими мы пришли в этот мир, я верю, что нам всегда нужен Бог, чтобы исцелить нас и помочь нам стать максимально совершенными.
Истинная природа человека и учение Библии
Я не знаю, кто вам сказал, что люди с самого рождения являются злыми. Это не библейское учение. Существует два варианта:
- Вы услышали это от человека, который придерживается доктрины первородного греха и теории тотальной испорченности. Этим вещам учили Августин, Ульрих Цвингли и Джон Кальвин. Они создали реформаторскую теологию, или Кальвинизм. Идея о том, что мы уже при рождении наследуем грех Адама, не библейская.
- Люди часто говорили разные вещи вам, на основании которых вы сами делали выводы, что люди рождаются будучи грешными. Для примера давайте посмотрим Римлянам 3:9-20, где апостол Павел обращается ко взрослым людям и говорит о взрослых людях, а не к младенцам и говорит не о младенцах. Но когда вы слышите этот отрывок, то его так трактуют, что у остается чувство, что люди уже рождаются грешными.
Природа человека и свобода выбора
Мы рождаемся невинными, но затем, используя нашу свободу воли, мы восстаем против Бога и совершаем грехи. Мы рождаемся безгрешными. Как вы правильно процитировали отрывок из 1 главы книги Бытие. Все, что создал Бог, было хорошо. Если бы Библия заканчивалась после первых двух глав книги Бытие, то это и была бы вся история. Но, как вы знаете, у одного хорошего создания — человека, была свобода выбора. Вот как раз злоупотребление этой свободой воли и привело ко греху. Это говорит не о том, что Бог плохой, а о том, что Он настолько сильно любит нас, что дал нам свободу выбора. И хотя Августин ошибался, говоря, что мы наследуем чьи-либо грехи (Иезекииль 18:3, 19-20), все же после греха Адама и Евы произошло что-то, что можно назвать падением. Я думаю, что мы наследовали знание, которое Адам и Ева получили, когда отведали запретный плод. Мы наследовали не грех, а тенденцию ко греху. Библия называет это плотью или греховной природой. Может показаться, что слова Давида из 50 Псалма противоречат этому, но нам важно понимать, что Псалмы — это поэзия, а Давид просто выражает свои эмоции. Он использует фигуру речи, а не делает доктринальное заявление. Неверно строить на этом отрывке доказательства того, что люди грешны от рождения. Мы не злые и не добрые. Мы просто люди, которые могут совершать хорошие и плохие поступки. Из-за того, что мы все созданы по образу и подобию Бога, мы стремимся делать добро. Некоторые из нас имеют более сильное стремление к добрым делам, но к добру стремятся все. Но добрые дела не делают нас самих добрыми. Как и злые поступки не делают нас злыми. Каков результат того, что мы творим зло? Дело в том, что это создает разделение. Когда мы грешим, мы затем пытаемся восстановить нашу невинность и вернуться к чистому состоянию души, которая была у нас, когда мы были младенцами. Проблема в том, что так не работает. Добрые дела не стирают последствия злых дел. Индуистская концепция кармы не верна. Как и мусульманская концепция того, что добро заглаживает зло. Я согласен с вами, что мы хотим вернуться к той чистоте, которая была у нас в детстве. Но вопрос в том, как нам этого достичь? Я верю, что мы восстанавливаем нашу чистоту через Иисуса Христа — через Его смерть, погребение и воскрешение. Иисус победил грех и его последствия, что способны сделать и мы, если покаемся в грехах и примем крещение. Кстати, когда мы принимаем крещение, мы не совершаем добрый поступок. Мы совершаем праведный поступок, что звучит похоже, но это не то же самое. Мы объявляемся невинными, так что зло, которое мы совершили в прошлом, больше не засчитывается против нас, и мы вступаем в этап правильных отношений с Богом. Все люди стремятся быть хорошими. Вопрос в том, помогают ли их усилия им меняться в лучшую сторону. Я верю, что желание меняться к лучшему заложено в нас Богом, но без помощи Бога одного этого желания недостаточно. Давайте теперь поговорим о том, что апостол Павел пишет в послании Римлянам 7 главе. Вот вопрос: апостол говорит о себе, как о взрослом человеке или как о младенце? Думаю, что ответ очевиден. Так какова же истинная природа человека — добрая или злая? Я думаю, что это зависит от определения. Сама фраза природа человека не является библейской. Природа человека стремится к добру. Но эта же природа человека восстала против Бога и стремится к тому, что мы называем злом. Как я уже сказал, мы по сути не добрые и не злые. Мы созданы по образу и подобию Бога, но если мы хотим на самом деле быть хорошими, это возможно лишь с помощью Бога, а не из-за наших усилий.
Я не верю, что люди злые. Я верю, что люди совершают злые поступки, а это зло отделяет их от Бога. Эти грехи поражают людей, а добрые поступки, совершаемые впоследствии, не могут исправить ситуацию. Вот почему нам необходим Бог. Мне нравится ваше высказывание: «Гораздо привлекательнее верить в то, человек был особенным творением Бога, а Благая Весть помогает человеку вернуться к этому начальному состоянию». Я бы даже сказал, что Благая Весть возвращает человека к невинности, которая была у него, когда он находился в Эдемском Саду.