Данные Красноярскстата об исполнении консолидированного бюджета Хакасии в первом полугодии оказались весьма кстати в связи с окончанием верстки «Стратегии социально-экономического развития Хакасии до 2030 года». Знаменательному событию информационная служба администрации главы посвятила радужный релиз «Стратегия развития Хакасии до 2030 года – это экономический прорыв и консолидация общества».
Официальное сообщение сопровождает цитата из выступления руководителя региона Валентина Коновалова:
"Правительством региона проделана огромная аналитическая работа при подготовке важнейшего документа – Стратегии развития республики до 2030 года. Скажу, что это не окончательный вариант. Несмотря на то, что проект уже получил одобрение со стороны федеральных структур, мы решили вынести его на обсуждение общественности и Верховного Совета Хакасии. Считаю принципиально важным наше решение.
Стратегия развития – это то, что сегодня должно консолидировать все силы. Переход на новую модель экономики, уход от сырьевой направленности - одна из основных задач развития нашего региона. Сегодня экономике Хакасии нужен самый настоящий прорыв. Необходимо дать уверенный и реальный рост доходной части бюджета. Этим целям и служит подготовленный проект Стратегии с учетом территориальных кластеров".
До 2030 года еще дотянуть надо, 19rus.info предлагает заглянуть в прогнозные премудрости на более близкую перспективу. Благо, президиум кабмина 5 сентября утвердил Прогноз социально-экономического развития Республики Хакасия на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов.
По базовому варианту доходы консолидированного бюджета Хакасии в 2021 году должны составить 33,1 млрд рублей, в 2022-м — 28,1 млрд. Расходная часть прописана в такой же негативной динамике: 2021 год — 30,9 млрд, 2022-й — 25,8 млрд. То есть в течение ближайших двух лет об «уверенном и реальном росте доходной части консолидированного бюджета» говорить не приходится.
В связи с чем Минфин Хакасии, надо полагать, продолжит оптимизировать расходы региональной казны. Как это происходит в текущем году, засвидетельствовала служба государственной статистики. В первом полугодии расходы консолидированного бюджета Хакасии составили 17,1 млрд, в январе-июне 2018 года — 21,2 млрд. То есть по сравнению с первым полугодием предыдущего года республика сократила расходы консолидированного бюджета на 4,1 млрд.
Между тем не будет лишним акцентировать внимание, какие расходные обязательства регион нещадно секвестировал.
Наибольшие потери по сравнению с первым полугодием понес аграрный сектор: в январе-июне 2018 года расходы на сельское хозяйство составили 600,2 млн рублей, в текущем — 252,9 млн, или в 2,3 раза меньше.
Сфера ЖКХ в минувшем году довольствовалась суммой бюджетных ассигнований в размере 552,5 млн, в текущем бюджетный ручеек сократился до 299,1 млн.
Меньшим объемом бюджетного финансирования располагают культура, образование и здравоохранение. На социальную политику в течение шести месяцев минувшего года консолидированный бюджет направил 5,2 млрд рублей, в первом полугодии текущего — 4,2 млрд.
Очевидно, при такой оптимизации расходов ожидать консолидацию всех сил не приходится. В том числе и на муниципальном уровне. Примечательно, что в прогнозе социально-экономического развития Хакасии на трехлетнюю перспективу долговые обязательства муниципальных образований как по консервативному, так и по базовому варианту обозначены в размере 2 133 млн рублей. Причем объем их долговой нагрузки останется неизменным до 2022 года.
Сегодняшняя активная занимательная политика городов и сельских районов ставит этот прогноз под сомнение. На 1 сентября за муниципалитетами Хакасии числится долг в размере свыше 2,2 млрд рублей, причем его самая дорогая коммерческая часть составила свыше 1,3 млрд. В течение августа объем банковских кредитов муниципальные образования увеличили на 165 млн рублей.
Не будет лишним напомнить: на 1 января 2017 года долги муниципальных образований Хакасии составляли 1,6 млрд рублей. Доля дорогостоящих банковских кредитов — 769 млн рублей.