Найти тему
Сергей Блинов

Индекс S&P 500 и перспективы его роста

Оглавление

Почему раньше я не верил в падение на американском фондовом рынке, и почему сейчас наоборот – нет уверенности в продолжении роста.

Подведём итоги сентября по индексу S&P 500 и рассмотрим его перспективы.

Раньше не верилось в кризис

В ноябре и декабре 2018 года, когда американские фондовые рынки падали, я написал две заметки на эту тему. Смысл первой заметки понятен из названия: "Текущие проблемы S&P 500 - это пока не кризис".

Вторая заметка под названием "Обвал американского фондового рынка: кризис или коррекция?" вышла 24 декабря 2018 года. Позже выяснилось, что индекс S&P 500 (далее просто - индекс) достигал своих минимальных значений именно в эти дни – 24 и 25 декабря. И конечно, было смелым высказанное в заметке утверждение, что «текущее падение фондовых индексов – временное явление». Но именно так и оказалось: весной 2019 года индекс показал новый исторический максимум.

Сейчас нет уверенности в продолжении роста

Среднее значение индекса по итогам сентября 2019 года – 2964 пункта (график 1).

График 1. Индекс близок к историческому максимуму июля 2019 года

Текущие значения выше среднегодовых (голубая линия выше тёмно-синей), что тоже хороший знак. Казалось бы, всё хорошо.

Но вот с динамикой, увы, не всё так благополучно (график 2).

График 2. Темпы роста индекса замедляются

-2

Обратите внимание на динамику 2005-2006 годов. Тогда среднегодовой темп индекса (синяя линия на графике 2) после замедления с 20% до 10%, стабилизировался примерно на этом уровне (показано красными пунктирными линиями на графике 2), и рост благополучно продолжался до осени 2007 года.

Весной 2019 года (красные пунктирные линии на графике) можно было предположить, что сценарий 2005-2006 годов повторится. Но в августе и сентябре надежды на это стали таять – темпы приблизились к нулевой отметке, за которой спад.

Не говорят в пользу роста и некоторые другие показатели.

ВВП

Перед серьёзными спадами ВВП в США замедляется, но в конце прошлого года показатель уверенно ускорялся (график 3).

График 3. ВВП показывал ускорение в конце 2018 года

-3

Источник: https://www.vestifinance.ru/articles/110323

Продолжение ускорения ВВП позволяло тогда утверждать, что падение индекса – это коррекция, а не полноценный спад. Сейчас картина другая (график 4).

График 4. Ускорение ВВП сменилось замедлением

-4

Источник: FRED https://fred.stlouisfed.org/series/A191RO1Q156NBEA

В конце графика красной стрелкой показано замедление ВВП. Пока невозможно утверждать, что это предвестие кризиса. Но если в конце 2018 года не было даже намёка на замедление ВВП, то сейчас замедление вырисовывается более чем явно. А значит быть уверенными в дальнейшем поведении индекса как прежде мы уже не можем.

Рынок грузовиков

Продажи тяжёлых грузовиков – хороший показатель экономической активности как минимум по двум причинам. Во-первых, грузовики инвестиционный товар, а значит их продажи отражают инвестиционную активность в экономике. Во-вторых, грузовики нужны для перевозок грузов – а это ещё один важный показатель экономической активности.

И в конце 2018 года рынок грузовиков не показывал даже намёка на падение.

График 5. В конце 2018 года рынок грузовиков уверенно рос

-5

Источник: https://www.vestifinance.ru/articles/110323

Сейчас ситуация поменялась (график 6).

График 6. В декабре 2018 года рынок грузовиков показал максимум за 12 лет

-6

Источник: «Началось?»

Показав в декабре 2018 года максимум за 12 лет, рынок стал замедлять свой рост. Плохо видно на графике, но среднегодовые продажи развернулись вниз  (тёмно-синяя линия).

Август 2019 года стал первым месяцем падения за более чем два года (график 7).

График 7. В августе 2019 года рынок грузовиков в США начал падать.

-7

Источник: «Началось?»

И похоже, что это не случайная флуктуация, как это было в апреле 2005 или июне 2006 годов (см. жёлтые выноски на графике). Заказы на грузовики рухнули ещё в первом квартале 2019 года. И сейчас мы видим ожидаемое падение продаж, которое с лагом в 2-3 квартала следует за падением заказов.

Заключение

И динамика ВВП, и динамика рынка грузовиков – это всего лишь вспомогательные ориентиры. Но их поведение уже заставляет сомневаться в дальнейшем росте индекса S&P 500…