Криптовалютная лихорадка, охватившая весь мир и добравшись до России, продолжает будоражить наши умы своей непредсказуемостью и инвестиционной привлекательностью. Однако Центробанк РФ не признает криптовалюту как полноценную денежную единицу. При этом за рубежом такая практика достаточно распространена, в Японии и Германии. В России с этим вопросом, дела обстоят чуть иначе:
Криптовалюты в России формально не регулируются. Более того, существует известное разъяснение Центробанка РФ, в котором криптовалюты называются «денежным суррогатом», что в каком-то смысле небезосновательно. Вопрос урегулирования криптовалют остается открытым, потом что это новая отрасль права и экономики, причем не только для российского законодательства, но и для остальных стран романо-германской, англо-саксонской и других правовых семей. Сейчас корректнее говорить только о формировании вопроса, повестки правового регулирования криптовалют, так как у законодателя еще нет на этот счет единого мнения.
Совершать операции с криптовалютами можно, учитывая анонимность транзакций, невозможность проследить бенефициаров и трансграничный характер криптовалют, и одновременно нельзя из-за отсутствия у них правового статуса на территории России, где может действовать принцип «все, что не разрешено – запрещено», к которому в последнее время всё чаще склоняются надзорные и силовые ведомства.
Специальной ответственности за операции с криптовалютами, опять же – из-за отсутствия регулирования, в России не предусмотрено, но, как показывает практика, к сделкам с ней могут применяться другие положения российского законодательства, такие как:
· Если компания или физическое лицо являются оператором, который совершает обменные операции с криптовалютами на территории РФ, то к участникам данных операций могут быть применены некоторые положения ст. 172 Уголовного кодекса (УК РФ) — «Незаконная банковская деятельность».
· Если организация выплачивает своим сотрудникам зарплату в криптовалютах, но при этом с суммы не удерживаются и не уплачиваются в бюджет 13% НДФЛ – к работодателю могут быть применены положения ст. 199.1 УК РФ — «Неисполнение обязанностей налогового агента».
· Если физическое лицо обменяло криптовалюты на рубли и тем самым теоретически «получило прибыль», из-за чего возникает обязанность задекларировать и уплатить с нее НДФЛ в размере 13% – к такому лицу могут применить положения ст. 198, 199 УК РФ -«Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов». Это самый спорный вопрос, так как регулятор увидит только поступление денежных средств на счет физического лица, но никак не сможет проанализировать — это прибыль (криптовалюту купили дешевле и продали дороже) или убыток (криптовалюту купили дороже, рынок упал и ее продали дешевле). Процесса доказывания тут никакого не предусмотрено (чеков нет).
· Если вы стартап и провели ICO/ITO, а, следовательно, получили денежные средства без реально существующего товара, оказанной услуги, то можно будет трактовать ситуацию в соответствии с положениями ст. 159 УК РФ — «Мошенничество».
· Если вы стартап и провели ICO/ITO, но сделать товар или оказать услугу не смогли, такую ситуацию можно будет трактовать в рамках ст. 160 УК РФ — «Присвоение или растрата».
· Ну и наконец, учитывая специфику криптовалют и технологии блокчейн, их децентрализованность и анонимность, можно к любого рода операциям и действиям применять положения ст. 174 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем».
Все указанные выше риски являются теоретическими и напрямую к рынку криптовалют не относятся, либо могут относиться, но с определенными допущениями, так как оборот криптовалют в России пока остается вне рамок правового регулирования