Для начала давайте уточним: стресс - это не сам фактор, воздействующий на нас, а реакция нашего организма на него. Поэтому было бы некорректно говорить, что стрессоустойчивость является устойчивостью перед воздействием раздражителя.
Для того, что бы в нашем организме запустилась реакция стресса, мы должны идентифицировать ситуацию, как угрожающую. И тут мы подходим к первой важной характеристике стрессорного реагирования:
Чувствительность (порог реакции) - это именно то, что часто ошибочно понимается под «стрессоустойчивостью». Чувствительность определяется минимальной силой стимула, запускающего стрессорную реакцию.
Представьте, что на вас направили детский водяной пистолет-брызгалку: вы можете воспринять это как шутку, но если для вас особо значима оценка (как у людей с социофобией), вы идентифицируете угрозу своему достоинству, и запустится стрессорная реакция. Эта реакция заключается в изменениях, затрагивающих все системы организма (физиологические, эндокринные, биохимические и т.д.), а также поведение. Но скорость развития такой реакции у разных людей будет разной - это следующая характеристика стресса.
Хорошо, берем двух-трех таких социофобов и направляем на них брызгалку: мы заметим, что степень происходящих в их организме изменений, например, частота сердечных сокращений, будет также отличаться. У одних больше, чем у других. Это следующая характеристика стресса - реактивность. И она тоже индивидуальна: у разных людей проявления стресса выражаются разной интенсивностью.
И наконец, самое главное: скорость угасания реакции. То, как быстро мы возвращаемся в нормальное состояние, после исчезновения раздражителя, и является нашей стрессоустойчивость. Длительное угасание реакции стресса может крайне негативно сказываться на организме. Частые стрессы приводят к увеличению времени реакции, то есть к снижению стрессоустойчивости.
Когда про человека говорят «отходчивый» (быстро успокаивается), речь, как раз, идет о его стрессоустойчивости.
Проблема в том, что мы не можем напрямую влиять на скорость угасания стресса. Когда мы занимаемся релаксацией, медитацией, принимаем успокоительные препараты, - мы работаем с чувствительностью и реактивностью. Поэтому развитие стресса надо предотвращать, а не справляться с ним.
А как это делать?
- Никакие внешние обстоятельства не вызовут стресс, пока мы их сами не признаем стрессогенными. А это полностью зависит от нашего восприятия. Не признать стрессогенным приставленный к нашей голове ствол у нас вряд ли получится (хотя можно), но пистолет-брызгалку, как в приведенном примере, вполне возможно. Обостренное восприятие и поиск угроз связаны с иррациональными представлениями о себе, других людях и мире в целом. Избавляясь от когнитивных ошибок, таких как катастрофизация, черно-белое мышление и т.п., мы снижаем субъективную значимость обстоятельств и перестаем воспринимать их как угрозу.
- Стресс - это реакция на новизну (причем независимо от того, позитивные это изменения или негативные). Поэтому расширение жизненного опыта способствует повышению порога реакции, а избегание пугающих ситуаций, склонность к стереотипному поведению делают нас уязвимыми.
- Стресс часто вызывают неожиданные события. Те, кто, желая избежать стресса, пытаются просчитать все наперед, сталкиваются с ним чаще других. Посколько предвидеть все и вся - иллюзия, необходимо повышать толерантность к неопределенности. Чем меньше у вас жестких ожиданий относительно развития событий, тем легче вы воспринимаете жизнь.
Всему этому учит когнитивно-поведенческая терапия. Если вы понимаете, что в вашей жизни стало слишком много стресса, приглашаю вас на консультацию: https://www.gabaidulin.com/